
8 октября комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении правительственный законопроект, регламентирующий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к заключенным.
Документ, разработанный Минюстом и внесенный Правительством РФ в Госдуму в мае 2015 года, ранее вызвал серьезные претензии правозащитного сообщества. В частности, на законопроект поступило экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, в котором высказан ряд замечаний.
Поправки в федеральные законы «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» уточняют основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания, а также военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел в местах содержания под стражей с учетом соответствующих положений закона «О полиции», регулирующих аналогичные вопросы. Одним из оснований применения физической силы и спецсредств законопроектом предлагается считать их применение для пресечения нарушений режима содержания.
В ходе заседания комитета депутаты высказали ряд существенных замечаний к этому документу. Так, заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн (ЕР) обратил внимание на то, что в начале года текст законопроекта был согласован с правозащитниками, но потом в Госдуму была внесена несогласованная версия, включавшая спорные положения.
«Возникает вопрос: если наши правозащитники давали свои заключения на иную редакцию, как могло получиться, что мы одобряем эту?» - обратился к коллегами зампред комитета Дмитрий Горовцов (СР).
По словам статс-секретаря - заместителя министра юстиции РФ Юрия Любимова, перед внесением законопроект проходил процедуру общественного обсуждения. «Ни одного замечания и предложения мы не получили, они были представлены только после внесения», - отметил представитель Минюста.
«Ко второму чтению поправки надо привести к согласованному ранее виду и разрешения на применение спецсредств за нарушение распорядка в них быть не должно», - заявил в свою очередь Хиштейн. При этом он полагает, что наделение сотрудников ФСИН правами полицейских позволит защитить права заключенных и вместе с тем бороться с бунтами в колониях.
Член комитета Борис Резник (ЕР) выступил с резкой критикой предлагаемых поправок. «Вместо того чтобы заниматься профилактической работой, мы даем им в руки палку», - заявил он.
В итоге комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект, предложив внести в него ряд поправок. В частности, члены комитета считают необоснованным применение физической силы и спецсредств для пресечения режима содержания.
В заключении комитета на проект закона рекомендовано также уточнить норму, касающуюся возможного причинения вреда осужденным при использовании сотрудником оружия или спецсредств.
Члены комитета предложили дополнить одну из норма законопроекта положением, устанавливающим, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за причиненный вред «лишь в случаях, если указанные меры пресечения осуществлялись без превышения полномочий и признаны правомерными».
Кроме того, комитет считает целесообразным уточнить норму, согласно которой необходимо уведомлять прокурора о каждом случае причинения осужденным и лицам, заключенным под стражу, телесных повреждений, ранения или смертельного исхода в результате применения физической силы, спецсредств или оружия.
Поделитесь новостью с друзьями