
22 мая в Государственной Думе с содокладом по проекту постановления «Об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2014 году» выступил
председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Он заявил, что за такой Отчет Главы Счетной палаты Татьяны Голиковой он бы поставил оценку «шесть».
«Но вопрос не просто в оценке, ведь год тому назад мы с вами по существу начинали заново: новые полномочия Счётной палаты, новый механизм парламентского контроля, наконец, новый состав Счётной палаты. Поэтому сегодня - время подведения итогов не только для Счётной палаты, но и для нас с вами, правильным ли путём мы с вами пошли, когда мы стали ставить вопрос об усилении парламентского контроля за эффективностью расходов. Мне кажется, отчёт Счётной палаты сегодня даёт на это исчерпывающий ответ. Я не думаю, что у кого-то здесь есть какие-то сомнения», - отметил он.
Макаров при этом предложил поговорить об истоках тех проблем, о которых в отчете сообщила глава Счетной палаты. Он напомнил время, когда нынешний
первый вице-спикер ГД Александр Жуков был председателем комитета по бюджету, и когда Татьяна Голикова от Министерства финансов приходила в Госдуму при обсуждении закона о
бюджете. «Тогда Министерство финансов собирало все заявки от главных распорядителей бюджетных средств и проводило по каждой заявке, по каждому вопросу скрупулёзный анализ. И в ходе этой работы и отбиралось, что эффективно, а что неэффективно. То же самое происходило на комитете. К сожалению, ушли те времена, когда представитель Министерства финансов на комитете рассматривал вопрос с точки зрения того, как помочь решить проблему, а не как ярче сказать "нет". Что происходит сейчас? Министерство финансов просто спускает лимиты бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств и говорит - ребята, а вот в пределах этих лимитов делайте всё, что хотите. И дальше у нас происходит очень смешная ситуация, когда всем хорошо, кроме тех, на кого бюджет должен работать. По одной простой причине - Минфин таким путем решает задачу сохранения резервов (я не хочу произносить слово "кубышки"), а главные распорядители получают возможность рассовать эти средства так, как они считают нужным. Слово "рассовать", я ещё раз говорю, я произношу в хорошем смысле этого слова. Дальше происходит очень интересная вещь. Ведь именно Министерство финансов выходило с предложением программного бюджета, который позволит показать, насколько эффективно рассматриваются средства. И сейчас абсолютно права Татьяна Алексеевна, когда говорит - нет никакого программного бюджета. Мы должны это понять и сказать об этом честно. Его нет. И отчёт об исполнении бюджета 2014 года показывает, что он никакого отношения к достижению целей государственных программ не имеет», - отметил парламентарий.
При этом он подчеркнул, что Госдума должна сформулировать задачу: изменить, системно изменить бюджетную систему нашей страны. «Это очень важно. Потому что, если мы почитаем проект Бюджетного кодекса, мы увидим, что из процесса принятия решений по формированию бюджета и исполнение бюджета, а именно это конституционные полномочия правительства, по существу, выводятся уже не только министерства и ведомства, выводится само правительство.
Сейчас это проект опубликовали, теперь все можем посмотреть то, что опубликовано. И если, конечно, правительство воспользуется своим правом законодательной инициативы внести нам подобный проект, я думаю, что этот проект в Государственной Думе ждёт нелёгкая судьба», второй раз за сегодняшний день Макаров раскритиковал проект нового БК. И поиронизировал, благодаря правительство за то, что прислали этот документ в распечатанном виде: «Это позволяет сэкономить 522 листа бумаги. Я так понимаю, что это первый шаг на пути обрезать средства на деятельность парламента». Он добавил, что обрезаются средства и на Счётную палату, нагрузка увеличивается . «Я так понимаю, что деятельность Счётной палаты тех, кто сокращает средства на её работу, явно не устраивает. А вот у нас почему-то к этой деятельности претензий нет. И мне хотелось бы с этой трибуны заявить позицию бюджетного комитета, которую, я надеюсь, разделяют все депутаты Государственной Думы: мы этого не допустим!», - заявил Макаров.
Он посчитал, что Голикова справедливо подняла вопросы, связанные с налоговым администрированием. «Мы должны, наконец, понять, что мы хотим. Понятно, что есть стимулирующая роль налогов, и о ней уже давно забыли. Но вот мы несколько лет подряд требовали от Министерства финансов, чтобы, наконец, в «Основных направлениях налоговой политики» показывались сравнения российской налоговой системы ни с Америкой там, ни с Германией, а с теми, с кем мы конкурируем: со странами БРИКС. В этом году в первый раз это сделано. И сегодня все, наконец, увидели, что наша налоговая система уже неконкурентоспособна и по налоговой нагрузке. Нам же всё время говорили, что у нас фантастическая налоговая нагрузка. Она неконкурентоспособна, и это вторая причина, которая сегодня имеет значение для нашей экономики. Нам надо выводить экономику из кризиса, что невозможно сделать, не решая те системные проблемы с бюджетом. Я бы сформулировал задачу проще, может быть, пора просто прекратить это бюджетное хулиганство? Я, кроме как «хулиганство», другого-то слова подобрать не могу, потому что оно бессмысленно в своём начале», - высказал Макаров претензии к Минфину.
Счётная палата подняла, может быть, самые острые проблемы, которые сегодня стоят в бюджетной, финансовой, налоговой сфере, добавил он.
Макаров еще раз отметил, что Госдуме вместе со Счётной палатой, предстоит проделать большую работу, чтобы изменить бюджетную и налоговую систему, которая сегодня навязывается Министерством финансов исключительно для оправдания своих прошлых ошибок. «К сожалению, нежелание признавать ошибки не позволяет их исправлять, Кстати, в результате, отвечают за ошибки далеко не те, кто их совершал. Может быть, всё-таки хватит думать только о чести мундира и подумаем о судьбе страны», - отметил он, предложив принять Отчет СП к сведению.
Поделитесь новостью с друзьями