26 февраля комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству планировал рассмотреть поправки ко второму чтению законопроекта, регулирующего правила эвакуации автомобилей. Однако, рассмотрение этого вопроса было перенесено по настоянию правительства Москвы на 16 марта.
Как сообщил первый заместитель председателя думского комитета Вячеслав Лысаков, столичные власти выступают против передачи Правительству РФ права определять порядок эвакуации автомобилей.
В ходе брифинга Лысаков рассказал журналистам об основных новеллах законопроекта, а также обратил внимание на ключевых положениях, которые вызвали острые разногласия между депутатами Госдумы и правительством Москвы.
Предлагаемыми поправками "предусмотрено задержание временно ввезенных транспортных средств при отсутствии документов об их таможенном ввозе", сообщил Лысаков. «Это так называемые шахиды, автомобили, как правило, с прибалтийскими номерами, которые используют в основном для незаконной предпринимательской деятельности. Они не несут никакой ответственности, т.к. подвергнуть штрафу владельцев невозможно в силу того, что иностранный номер не фиксируется средствами автоматической фото и видеофиксации. Сейчас проблема решена только частично - с августа 2014 года владельцы должны иметь документы о таможенном ввозе. В случае отсутствия это автотранспортное средство будет задержано и помещено на штрафстоянку», - пояснил депутат.
За остановку, стоянку, нарушение знаков разметки парламентарии предлагают установить штрафы с «вилкой»: для регионов - от 1 до 1,5 тыс. рублей, для Москвы – от 2 до 3 тыс. рублей. «В нынешних экономических условиях некая либерализация должна быть, и если человек впервые нарушил правило дорожного движения, он может быть подвергнут меньшему штрафу», - считает Лысаков.
«Москва выступает против этого предложения, потому что в случае фиксации правонарушения с помощью камер, выписывается штраф по нижней шкале. Поэтому естественно они возражали», - сказал первый зампред думского комитета.
«Я как ответственный за законопроект готов убрать эту вилку, оставить прежний потолок, потому что это не очень принципиально. Так как с 1 января 2016 года вступит в силу наш законопроект, который уже подписан Президентом, о 50-ти процентном дисконте (прим. ред. - при досрочной оплате штрафа)», - отметил Лысаков.
Кроме того, уточнена формулировка для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение права граждан на управление транспортных средств, в том числе при эвакуации.
«Существует статья 12.35 КоАП, которая предусматривает штраф 20 тысяч рублей для должностных лиц в случае, если они чинят препятствия владельцам транспортного средства. Это статья не работала, мы ее реанимировали, внеся в нее изменения, которые «привязывают» эти действия к процессу эвакуации. Если должностное лицо под разными предлогами не возвращает владельцу автомобиля или водителю, который может устранить причину задержания, то оно должно быть подвергнуто штрафу в 20 тысяч рублей. Это будет дисциплинировать эвакуаторщиков, инспекторов ГАИ, в Москве инспекторов МАДИ», - рассказал Лысаков.
Законопроектом также установлено, что должностное лицо обязано присутствовать на месте задержания до начала движения эвакуатора. По словам Лысакова, это гарантирует возможность возврата автомобиля до начала эвакуации.
«Мы прописали, что копия протокола будет передана не только нарушителю, но и эвакуаторщику. Для чего мы это сделали? Он не сможет покинуть место административного правонарушения с неоформленным автомобилем. Сейчас такие случаи, в Москве, к сожалению, есть. Это была дырка, через которую коммерсанты зарабатывали деньги», - добавил парламентарий.
Лысаков также подробно остановился на двух новелла, которые вызвали неприятие со стороны представителей столичного правительства.
«Они категорически против того, что мы скорректировали законодательство таким образом, что порядок перемещения, хранения и оплаты будет устанавливать Правительство РФ. Мы убрали право региона делать это», - сообщил депутат.
«Что касается оплаты, Москва привязала стоимость оплаты к мощности автомобиля. Это сделано для того, чтобы увеличить количество штрафных денег. Мы так можем дойти до абсурда, и какой-нибудь регион привязать в законе стоимость к цвету автомобиля», - считает Лысаков.
По его мнению, необходимо «установить некие рамки, которые будут определять порядок перемещения, стоимость хранения и т.д.»
«Поэтому мы и предложили передать эти полномочия Правительству РФ. Например, Федеральная служба по тарифам может определить порядок определения цены перемещения. А потом пусть регионы примут свои законы с учетом местных особенностей, но какие-то общие принципы должны быть закреплены в правительственном документе», - подчеркнул Лысаков.
Вторая новелла, с которой не согласно московское правительство - исключение статьи 12.16 из КоАП, по которым сейчас можно эвакуировать автомобили.
«К сожалению, в Москве организация дорожного движения и оптимизация транспортных потоков зачастую используется как повод для абсолютной коммерциализации этого процесса. Эвакуация, как обеспечительная мера, сейчас стала источником бизнеса для неких коммерческих структур», - отметил Лысаков.
«В Москве запрещающие знаки множатся с невероятной скоростью. Сейчас можно найти знаки, запрещающие остановку и стоянку, даже на тихих улочках, где никаких пробок нет и нет никаких транспортных проблем», - констатировал депутат.
«Учитывая это, мы исключили эвакуацию за остановку и стоянку в нарушении знаков и разметки, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.16 КоАП. Это статья позволяет эвакуировать автомобили везде, где стоит запретительная разметка или запрещающие знаки, в любой ситуации. Оставляем статью 12.19, в которой конкретно оговорены ситуации, при которых эвакуация возможна. То есть эвакуировать не из под любого, не с любой улицы, а эвакуировать только в случае, которые прописаны в правилах дорожного движения и в статье 12.19 КоАП (остановки общественного транспорта, тротуары, туннели, трамвайные, троллейбусные пути, это зебры и т.д.). В свое время в Советском Союзе таким образом эвакуировали машины, которые мешали автомобилистам и пешеходам. Все эти ситуации сформулированы в законодательстве», - пояснил Лысаков.
Он особо отметил, что данное предложение было поддержано рядом общественных организаций.
«Никто не мешает органам, которые отвечают за дорожную безопасность, эвакуировать автомобиль даже, если он откровенно мешает дорожному движению (например, на перекрестке, посреди дороги)», - добавил Лысаков.
Парламентарий считает, что пример Москвы, которая фактически взяла на себя часть функций МВД и собирается их расширить еще до 38 составов административных правонарушений, может быть заразительным и стать «началом разрушения федеральной вертикали контроля и надзора».
«Комплекс мер, прописанный в законопроекте, практически свел бы на нет все конфликты не только в Москве, но и в других регионах», - подчеркнул он.
По его мнению, граждане начинают испытывать острую неприязнь к эвакуаторщикам, хотя те фактически выполняют свою работу. «Но водители вообще стали заложниками, поскольку само существование коммерческой структуры направлено на зарабатывание денег», - отметил Лысаков.
«Задача одна (у московского правительства - ред.): как можно больше машин эвакуировать. Не организовать дорожное движение, не уменьшить количество пробок, а как можно больше вывезти машин, потому что это их заработок. В этой связи возникает вопрос, какие компании этим занимаются, кто за ними стоит, кто их владелец. Я проведу собственное депутатское расследование. Сделаю соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру. Я думаю, что какие-то ответы мы найдем после того, как узнаем, кто этим занимается, кто заинтересован в количестве эвакуаций», - заключил Лысаков.
Поделитесь новостью с друзьями