24 октября в Госдуме пройдут парламентские слушания по вопросам реализации федерального закона о «лесной амнистии».
Напомним, этот закон должен был защитить интересы граждан и юридических лиц, чьи земельные участки оказались одновременно в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Таких участков в России насчитывалось более 377 тысяч. Однако урегулирование спорных вопросов не должно было ущемлять общие интересы и вести к вырубке лесов.
О том, что закон содержит риски сокращения площади лесов, говорил комитет ГД по экологии и охране окружающей среды. Его мнение разделяли общественники, эксперты лесного хозяйства. ФСБ России указывало на скрытую в законе коррупционную составляющую.
Заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева (ЕР), добивавшаяся доработки закона о «лесной амнистии», считает, что спешка с принятием закона себя не оправдала.
- Правительство торопило нас с принятием «лесной амнистии», говоря, что каждый день в судах рассматриваются дела и добросовестные граждане лишаются законных участков. Прошло почти три месяца. В подавляющем большинстве регионов «лесная амнистия» до сих пор не работает. Граждане по-прежнему не могут поставить на кадастровый учет свои участки. Суды не могут вынести решения. Людям отказывают в регистрации по той причине, что границы земель лесного фонда, с которым идет пересечение, четко не определены. И это понятная ситуация, потому что только приоритетом одного реестра над другим вопрос не решается. Надо было более тщательно прописывать механизмы. И главное - надо ускорить работу по определению границ лесного фонда, разбираться с правомерностью предоставления участков. Коррупционные риски «лесной амнистии» по-прежнему большие, - комментирует вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.
Парламентский контроль за реализацией закона показал: приняты не все ведомственные документы, отсутствуют пошаговые инструкции для жителей и органов местного самоуправления, в некоторых муниципалитетах нет информации о лесных участках, которые могут попасть под «амнистию».
«Лесная амнистия» как системный закон не заработала, она реализуется в отдельно взятых территориях. Так, за первые месяцы зафиксировано в целом по стране 772 запроса о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, в том числе 230 запросов (30%) – по Московской области.
«Остаются риски сокращения лесного фонда, - добавляет парламентарий. – В задачи Росреестра, которому сейчас фактически переданы права распоряжаться участками, не входит сохранение лесов. Пока мы будем несколько лет уточнять границы, наиболее привлекательные лесные участки могут быть переведены в другие категории. Лес – это национальное богатство. Нельзя общенациональные интересы ставить ниже интересов отдельных граждан и юридических лиц».
По мнению вице-спикера Госдумы Ольги Тимофеевой, «лесной амнистии» нужен парламентский и общественный контроль. Результатом парламентских слушаний должны стать рекомендации, которые позволят снизить существующие риски.
Поделитесь новостью с друзьями