Глава международного комитета СФ Константин Косачев прокомментировал итоги саммита БРИКС, который прошел в индийском штате Гоа.
«Саммит БРИКС завершился успехом. Позиции столь разных государств планеты (в том числе – с учетом произошедшей недавно смены власти в Бразилии) в большинстве оценок совпадали», - написал парламентарий на свое страничке в ФБ.
Он специально отметил следующие моменты.
1. Единство взглядов на ключевые мировые проблемы.
Это единство мнений пяти участников в полной мере отразили Итоговая декларация и Совместный план действий по выполнению этой декларации, конкретизирующий работу организации на предстоящий год. И это свидетельство настроя на предметный, а не декларативный стиль работы.
Но и декларации важны, как сигналы внешнему миру. Среди них нельзя не выделить вполне недвусмысленный тезис итогового документа: внедрение принципов ответственности, сотрудничества, суверенного равенства стран, невмешательства во внутренние дела государств исключает применение односторонних мер, которые не основаны на международном праве. «Мы осуждаем практику одностороннего военного вмешательства и односторонних экономических санкций в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений» - трудно не понять, в чей «огород» этот увесистый «камень» со стороны структуры, представляющей более 40% населения планеты. Еще одно важнейшее положение явно имеет того же адресата: "Ни одно государство не должно упрочивать свою безопасность за счет других". Как и другой знаковый тезис о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Возможно, нет смысла говорить о какой-то идеологии БРИКС, однако контуры идейного единства государств, входящих в него, явно просматриваются.
Общие подходы были продемонстрированы и применительно к одной из центральных тем саммита – противодействию мировому терроризму, а также в отношении ситуации в Сирии и в Афганистане. На фоне нынешних разногласий России и Запада по сирийской проблематике такая солидарность в рамках БРИКС, конечно же, впечатляет.
Страны БРИКС подтвердили общее видение текущих глубоких изменений в мире, «который переходит к более справедливому, демократическому и многополярному международному порядку на основе центральной роли ООН и уважения международного права». Безусловно – это заявка на существенную роль БРИКС в таком грядущем мире, которая уже сама по себе делает участие в этой структуре полезным для каждого из участников с практической точки зрения, несмотря на объективно существующие различия в их позициях, в политическом и экономическом весе.
2. Институциализация и конкретные стратегии в экономической сфере.
БРИКС наращивает «плоть» реально работающих институтов сотрудничества. В частности, договорились о создании в самом ближайшем времени рейтингового агентства БРИКС, поскольку всем уже очевидно, что существующие ныне западные институты сами стали инструментами однополярной экономической политики, направленной на сдерживание конкуренции самому Западу.
«В 2014 г. шестой саммит глав государств БРИКС в бразильском городе Форталеза, как известно, принял знаковое решение об учреждении Нового банка развития БРИКС и создании Пула валютных резервов. И в этом году перед этими структурами поставили новые масштабные задачи. По итогам нынешнего саммита подписан меморандум о взаимопонимании по созданию платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС, положение о комитете по таможенному сотрудничеству стран БРИКС и меморандум о взаимопонимании между дипломатическими академиями стран БРИКС. Говорилось о намерении ускорить создание сети железных дорог БРИКС. Наш президент говорил в Гоа о необходимости реализации инициативы по созданию союза литейной промышленности, проекта центра обработки и хранения электронных данных по профессиональной подготовке кадров, а также о создании энергетического агентства БРИКС», - рассказал Косачев.
Все это, по его словам, подкреплено укрепляющимися связями между участниками БРИКС на двусторонней основе, причем ключевым (можно сказать – связующим) элементом здесь выступает именно Россия, с учетом более сложных отношений между Китаем и Индией и объективно меньшими возможностями ЮАР и Бразилии. «Наша страна существенно усилила в последние годы взаимодействие с КНР – причем не только в экономической, но и в политической, и в военной сферах (достаточно вспомнить недавние весьма впечатляющие первые совместные учения в Южно-Китайском море). А масштабы и, что еще важнее, качество сотрудничества с Индией были продемонстрированы при закладке двух новых энергоблоков атомной электростанции Куданкулам, которую строят российские специалисты. Будет создан совместный российско-индийский инвестиционный фонд», - сообщил парламентарий.
Он отметил, что преимущество в сотрудничестве отдано высокотехнологичным сферам – космосу, IT-индустрии, строительству скоростных железных дорог. Кроме того, наша страна поставит в Индию зенитные ракетные комплексы С-400.
«Рамки БРИКС достаточно гибкие и не слишком формализованные, однако они создают весьма удобный формат для взаимодействия как на многосторонней, так и на двусторонней основе. И это делает заинтересованность всех участников в сохранении структуры вполне конкретной и осязаемой. Что обещает БРИКС неплохие перспективы по крайней мере в среднесрочной перспективе», - подчеркнул Косачев.
Поделитесь новостью с друзьями