Депутат Константин Лазарев (КПРФ) прокомментировал предстоящее обсуждение Постановления «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
По предварительным оценкам, амнистия может затронуть до 60 тысяч осуждённых к лишению свободы и до 200 тысяч условно осуждённых. Напомним, что в ГД есть три документа: проект Постановления, внесенного президентом РФ и проекты фракций «СР» и ЛДПР.
«Исходя из пояснительной записки Президента, он руководствуется принципом гуманизма к социально слабозащищенным лицам и гражданам, рисковавшим своей жизнью и здоровьем в интересах Родины», - отметил Лазарев.
При этом он обратил внимание на то, что у нас в стране отношение к амнистии не однозначное, настороженное. Он пояснил, почему: «Освобождая от наказания лицо, совершившее преступление, пусть даже небольшой или средней тяжести, мы забываем о потерпевшем. Амнистия – это акт прощения со стороны государства. Вполне понятно, когда государство прощает того, кто совершил преступление против него самого, то есть против государственной власти, может быть против общественного порядка, экономическое преступление, где ущерб причинен бюджету. Но совершенно непонятна природа государственного прощения, когда преступлением причинен ущерб личности, ее правам, свободам, имуществу. Я могу простить долг своему должнику. По какому праву я могу освободить от уплаты долга другому кредитору? Вот и государство амнистией прощает преступника без какой-либо компенсации потерпевшему. Почему?»
По мнению парламентария, задачами Уголовного Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. «Назначением уголовного судопроизводства является в первую очередь защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Таким образом, амнистия получит общенародное одобрение только при наличии компенсационных механизмов. В компетенции государства должно остаться безусловное право объявлять амнистию по преступлениям, где ущерб причинен государственным правам и интересам. В отношении преступлений против личности, ее прав, свобод и имущества, амнистия должна применяться только в случае согласия потерпевшего, либо при условии государственной компенсации. В качестве дополнительного критерия подлежит обсуждению условие признания вины обвиняемого, подсудимого, осужденного. Выбранные же Президентом критерии, по которым лицо освобождается от ответственности, не отвечают принципу восстановления социальной справедливости. Никто не вправе совершать преступления, а совершивший должен за него ответить», - пояснил Лазарев.
Он считает, что в вопросе ответственности уже могут возникать послабления. Именно такая концепция, по его словам, реализована в Уголовном кодексе. «В нем уже предусмотрены те обстоятельства, которые изложены в акте амнистии, но не как основания для прощения, а как обстоятельства, смягчающие наказание. Это и совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств, несовершеннолетие виновного, беременность, наличие малолетних детей у виновного, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств и пр.», - заключил депутат.
Поделитесь новостью с друзьями