В рамках совместного проекта "Информ-24" и уличной газеты «Москва пешеходная» среди гуляющих в Камергерском переулке главный редактор газеты Михаил Зуев регулярно находит интересных собеседников для экспресс-интервью. Сегодня в гостях - матрос, кларнетист из Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ГШ ВМФ России Александр Спицын:
Александр Спицын (А.С.): - Сейчас начнется подготовка к «Спасской башне» - к фестивалю на Красной площади, с конца августа и в сентябре будем там играть. Затем будет концерт «Чайковский-гала» в Большом зале Консерватории. Число я не помню, к сожалению.
Служу в духовом оркестре Главного штаба военно-морского флота. Полное название – «Центральный концертный образцовый оркестр имени Римского-Корсакова Главного штаба военно-морского флота». Полтора месяца уже служу. Очень нравится.
Бывают концерты, просто август был весь в выездах, мы в Москве практически, не были. Поэтому нам дали увольнительные всем, чтоб мы отдохнули, потому что мы два раза были в Каспийске – проходили армейские международные игры. В Алабино – танковый биатлон открывали. В конце июля были в Балтийске, там был День ВМФ - парад, корабли проходили – мы играли на корабле. Путина видел, Шойгу. Затем поехали снова в Каспийск – закрыли игры, и когда летели назад, залетели в Севастополь – туда нужно было ансамбль завезти. Высадили ансамбль в Севастополе, и оказалось, что в Москве нелетная погода. С нами на борту была рота почетного караула из города Санкт-Петербург – полетели в Санкт-Петербург. Заправили мы самолет на Кольском полуострове. В общем, мы с 40-градусной жары в Махачкале попали в +5 на Кольском полуострове. Город Оленегорск. Погода наутро исправилась и мы вернулись в Москву.
Служба отличная. Служит нас немного, срочников. Все музыканты, все друг друга знают, поэтому нет, естественно, никакой «дедовщины».
Кор.: - А в основном, откуда идут – из Москвы?
А.С.: - Да, в основном москвичи. Практически все из Консерватории, либо Академия Гнесиных.
У нас все на морской манер – мы, по идее, матросы. Это Штаб тыла. На Красных воротах. Там живем, там репетиции у нас проходят.
Кор.: - А увольнительные бывают?
А.С.: - Вот была после первой поездки в Каспийск увольнительная, еще одна была после Балтийска. Просто август выдался трудным – у нас одни поездки и нам приказывают всем отдыхать. Приказ нашего главного дирижера – капитана первого ранга. Все ходим в увольнительные. В принципе, увольнительные – суббота, воскресенье обычно, но бывают в субботу и воскресенье выезды или какие-то концерты, поэтому не попадаем.
Кор.: - А с оружием вас знакомили?
А.С.: - С оружием нет, к сожалению, не знакомили.
Кор.: - И не планируют?
А.С.: - Мы все-таки оркестр. Наше оружие – это инструменты и иногда метла, швабра… Наряд – мы убираемся. У нас нет «военщины». Есть строевая, потому что бывает оркестр не просто выступает, а дефиле еще – то есть надо с инструментом ходить еще, какие-то фигуры выписывать, перестроения делать. Поэтому, строевая нужна.
Кор.: - А в Гнесинке у вас зачтется эта служба в армии в учебу?
А.С.: - Я закончил первый курс, я взял академический отпуск, и приду я на второй курс.
Кор.: - Тебя призвали или ты сам пошел?
А.С.: - Меня давно призывали, я все не шел. Сначала, после 4 курса училища у меня закончилась отсрочка, меня должны были забрать. Но я должен был поступить, меня в военкомате поняли и отсрочили до осеннего призыва. Я поступил, но на осенний призыв меня не забрали, потому что я делал директиву – чтобы попасть в этот оркестр надо сделать директиву. В военкомат приходит бумага, что именно этот человек нужен. И я попал только в весенний призыв, причем умудрился закончить первый курс и попал в оркестр. По директиве.
Кор.: - А дальнейшие планы какие?
А.С.: - Восстановиться в Гнесинке. Я надеюсь очень вырасти, потому что время для занятий есть, никто ничего не запрещает, даже поощряют за то, что занимаешься на инструменте. Поэтому буду заниматься. Если будут давать увольнительные, к преподавателю буду ходить в Гнесинку консультироваться. Он сам не против и даже за, чтоб я к нему приходил периодически на занятия. Восстановиться в Гнесинке, найти работу. После Гнесинки надеюсь в оркестр попасть какой-то. В какой возьмут – театров много, оркестров в Москве много. Хотелось бы в театральный. Конечно, это сложно. Что-то типа Большого театра, Новой оперы, Станиславского и Немировича-Данченко, Сац…
Кор.: - А Покровского на Никольской?
А.С.: - А там есть оркестр?
Кор.: - Конечно, это музыкальный театр.
А.С.: - Почему бы и нет… Мне близко это очень – опера, балет. Я сам год в Академии Гнесинки играл – там есть оперная студия. Оперы ставили.
Мне это все очень понравилось, ну то есть, по крайней мере, больше нравится, чем просто в симфоническом оркестре сидеть. То есть, какое-то действие видишь там, вокалисты поют, мне это очень нравится, саму оперу очень люблю.
Кор.: - А представьтесь полностью.
А.С.: - Спицын Александр Сергеевич, матрос Центрального концертного образцового оркестра имени Римского-Корсакова Главного штаба ВМФ
Кор.: - Прокомментируйте, пожалуйста, все эти гонения, которые пытаются на музыкантов устраивать. Их обвиняют, что они массовые…
А.С.: - Есть. Я Вам скажу, было дело года три назад, кажется ресторан "Оки-Доки" устраивал даже конкурсы уличных музыкантов, и они просто ходили там по переходам и собирали, и причем много собирали. Я просто сам тогда играл, периодически, иногда, когда не было денег - можно было неплохо заработать. Пойти куда-тона Арбат… Бывало то, что ты встал и через пятнадцать минут у тебя уже пять тысяч лежит, а бывало играешь часа два и у тебя рублей двести только лежит. Зависит от дня, от случая - не знаю. От удачи зависит. Вот насчет гонений - есть ребята, которые напьются, пойдут там, на гитаре когда-то играл и давай запевать песни по переходам. Да, они там пьют много, курят, в общем, мне неприятно таких видеть на улице. А есть действительно ребята – профессионалы. Я знал таких, которые всю жизнь этим зарабатывают себе на жизнь. И это музыканты достаточно неплохие - у них есть и хороший репертуар, и если бы сейчас стоял кто-то и играл, то я бы с удовольствием послушал. Есть, действительно, ребята, которые на улице начинают играть, приставать ко всем начинают, у них и репертуар там - блатняк какой-нибудь, поют - особо никому это не нравится, а есть хорошие музыканты, так что надо просто знать на кого гонения устраивать…
Кор.: - То есть ты все-таки считаешь, что гонения должны быть.
А.С.: - На определенных музыкантов. Есть ребята достаточно хорошие, которых я знаю - ребята играют - это не просто толпа народу у которых одна гитара, они собрались, деньги клянчат у всех, играют, не знаю что…
Кор.: - А не думаешь, что естественный отбор может решить этот вопрос - кому играть, а кому нет. Если тебе не подают, тебя не слушают, ты рано или поздно сам уйдешь.
А.С.: - Я иногда вставал на Арбате с кларнетом, там со мной как правило был еще один парень – я нашел его на Арбате, он играл на тома - на ударных, надо было с каким то сопровождением играть. Мы начинали что-то такое играть, ну просто, как правило, джазовая импровизация какая-то, и нас прогоняли. Просто толпа такая подходит, ребята изрядно подвыпившие - "мы тебе сейчас инструмент сломаем, уходи отсюда, это наше место" - вот, такой естественный отбор…
Кор.: - Ты за то, чтобы эта деятельность была патентной?
А.С.: - Можно, кстати. Была такая идея. Где-то читал в газете, что хотят ввести экзамен для уличных музыкантов, что бы у них были какие-то документы, что они имеют право играть на улице. Скорее всего, для этого введут налоги, поэтому никто не захочет получать эти документы.
Кор.: - А за сколько бы ты купил такой патент?
А.С.: - Я думаю, хороший уличный музыкант, который этим зарабатывает, он неплохо зарабатывает, думаю, он бы тысячу рублей отдал бы за этот патент.
Кор.: - За день.
А.С.: - В день, я думаю, 100 рублей каждый хороший уличный музыкант может отдать. Потому что я знал таких, которые и 80 000 за день зарабатывали. Это если попасть на «хлебное» место - на Маяковского есть, «копейка» так называемая. У уличных музыкантов там все свое - своя мафия, и некоторые из них очень неплохо живут и очень хорошо зарабатывают. Я думаю, они могли бы отдавать за право, если бы им выделили место на Старом Арбате или еще где-нибудь, они бы с удовольствием отдавали, чтобы это место было их. Потому что, как правило, очень тяжело найти место, где играть выходные. Это сложно.
Кор.: - А на Камергерском?
А.С.: - На Камергерском можно. Кстати, насчет гонений, я играл, у меня друзья, когда играли, никогда никому... Нет, хотя был один случай, когда полиция подходила - они никогда не забирают ничего, просто просят не играть. То есть, со стороны властей, со стороны полиции никогда никаких гонений я на себе не испытывал. Друзья, которые играли тоже на улице, не испытывали. В этом плане все было нормально. Как правило полиция, я видел лично, как разгоняла толпы, там такая толпа с бутылками, которые чего-то брянькали в переходах на гитаре, к людям приставали, денег клянчили - вот этих разгоняли. Полиция понимает всю суть и нормальных музыкантов, которые хорошо играют, людям нравятся, людям настроение поднимают, они их не трогают. Мне полиция сама деньги кидала, было дело, проходили.
Поделитесь новостью с друзьями