-
12.12.24 |
Штрафы за нарушения ПДД вырастут с 2025 года: что нужно знать водителям
-
12.12.24 |
-
12.12.24 |
Маткапитал: Новые гарантии защиты прав детей при покупке жилья
-
12.12.24 |
Дмитрий Гусев: тревожная кнопка SOS должна быть в каждом такси
-
11.12.24 |
Шерегеш - в десятке популярных направлений для отдыха в горах в декабре
-
10.12.24 |
Василий Пискарев: в Госдуму внесен законопроект о защите прав потерпевших
-
10.12.24 |
Защита детства: Госдума намерена бороться с деструктивным контентом
-
10.12.24 |
Всероссийская новогодняя акция «Ёлка желаний» стартовала в Госдуме
-
09.12.24 |
Москва: Парламентарии ОДКБ обсудили кибербезопасность и память о Великой Победе
-
09.12.24 |
Выставка к празднованию 100-летия международного детского центра «Артек»
Над франчайзинговыми сетями в России нависла угроза массовых налоговых доначислений
- Раздел: Корпоративное право
| - Опубликовано: 01 сентября 2022, 13:27
Поскольку критерии «дробления» бизнеса остаются слишком размытыми, все сетевые компании, работающие по принципу франчайзинга, попали под угрозу доначисления налогов. К такому выводу пришли участники круглого стола «Налоговые проблемы дробления бизнеса: развитие судебной практики. Дело Zendenи другие примеры», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей.
В основу обсуждения было положено судебное разбирательство в отношении ООО «Дом одежды» (торговая марка Zenden). С 2019 года «Дом одежды» судится с Межрайонной инспекцией ФНС № 13 по Владимирской области, которая доначислила компании 406 млн. руб. НДС и 187 млн. руб. налога на прибыль, а также пени и штраф. Налоговая инспекция сочла, что продажи продукции Zenden через торговые точки, принадлежащие 22 индивидуальным предпринимателям в разных регионах страны, являлись ни чем иным, как «дроблением» бизнеса, направленным на уход от налогов.
В сентябре 2020 года Арбитражный суд Владимирской области признал решение инспекции недействительным. В марте 2021-го этот вердикт устоял в апелляционной инстанции. А вот кассационная инстанция - Арбитражный суд Волго-Вятского округа - в октябре 2021 года отменила решения двух предыдущих и вернула дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Кассационный суд поддержал следующие доводы ФНС:
А) в результате оспариваемых действий налоговая нагрузка «Дома одежды» снизилась на 43,6%;
Б) в ходе налоговой проверки были установлены случаи трудовой миграции 28 сотрудников между «Домом одежды» и проверявшимися ИП, а также 73 сотрудников между 13 индивидуальными предпринимателями;
В) для 12 ИП из 22 «Дом одежды» являлся единственным поставщиком, для 4 ИП - поставщиком 60-80% товара. База 1С «Дома одежды» использовалась для контроля и учета за деятельностью ИП.
В июле 2022 года Арбитражный суд Владимирской области отказал ООО «Дом одежды» в удовлетворении требований об отмене решения Межрайонной инспекции ФНС №13. Истец, в свою очередь, подал на это решение новую апелляционную жалобу.
«С точки зрения «Дома одежды», который обратился к нам за поддержкой, налоговая служба пытается признать формальной деятельность, выражающуюся в реальных хозяйственных результатах, - отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области Алла Матюшкина. – Кроме того, они акцентируют внимание на том, что «Дом одежды» и 22 ИП объединяет лишь факт использования единого товарного знака «ZENDEN», причем в отношении 15 из них это единственное обоснование вывода о якобы незаконном характере их деятельности.
Рассматриваемые ИП были зарегистрированы в разное время - на протяжении с 1995 по 2014 год. Большинство из них занимались другими видами деятельности (услуги аренда, производство и т.п.), торговали товарами, приобретаемыми у других поставщиков, а не только в ООО «Дом одежды», открывали магазины крупнейших франчайзинговых сетей (например, INCITY (франчайзинг АО «Модный континент»), ТВОЕ (франчайзинг ООО «ТВОЕ»), BEFree (франчайзинг ОАО «Мелон Фэшн Групп»), ECCO (франчайзинг ООО «ЭККО-Рос»). Неужели это похоже на создание сети фальшивых контрагентов и подложных сделок?
«Есть и другое очень важное обстоятельство, - продолжила Матюшкина. – В апелляционной жалобе «Дом одежды» указывает, что доказательства, на которых основаны выводы суда, установлены на основании данных из базы 1С, изъятой в ходе оперативно-розыскного мероприятия. Однако упомянутый в протоколе осмотра компакт-диск, на который были скопированы данные с серверов ООО «Дом одежды», в дело не представлен, поскольку утрачен при неустановленных обстоятельствах. Истец указывал на фальсификацию доказательств, неоднократно подавал заявления о возбуждении уголовного дела и жалобы на действия должностных лиц. Просил суд признать всю информацию из базы 1С недопустимыми доказательствами, однако ходатайство оставлено судом без внимания».
«Подобная история рано или поздно коснется всех регионов, где работают сетевые компании и есть их франчайзи, - полагает руководитель экспертной службы Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Алексей Рябов. – Поэтому внимание к делуZenden должно быть повышенным.
В предстоящем разбирательстве в апелляционной инстанции стоило бы сосредоточиться на том, что центр формирования прибыли от предполагаемого дробления бизнеса так и не обнаружен. А незаконная налоговая оптимизация, если уж она была, должна, во-первых, выражаться в определенной денежной сумме, а не только неких процентах снижения налоговой нагрузки. Во-вторых, у нее должны быть бенефициары. Куда именно была направлена налоговая выгода? Если она не доказана именно в заявленном объеме, то конструкция дробления бизнеса рушится.
В деле Zenden не доказано ни одного случая, когда прибыль передавалась в «головную» (будем называть ее так условно) компанию. Отдельные «факты», на которые впоследствии ссылалась налоговая, «Дом одежды» квалифицирует как фальсификацию - заявления по этому поводу приняты в Следственном комитете, ведётся проверка. Ну а в отсутствие доказанного вывода средств в пользу бенефициара налоговая пытается «играть» такими аргументами, как наценка, переход сотрудников из одной организации в другую, уровень налоговой нагрузки, состав поставщиков».
«Действительно, куда девалась налоговая выгода? – поддержала коллегу Алла Матюшкина. – Налогоплательщик в суде задавал вопрос: где деньги, которые якобы были переданы от франчайзи в головной офис? Даже в кассационной инстанции это не было выяснено, хотя судья прямо об этом спрашивал.
Тот подход, который мы наблюдаем, ведет к тому, что любой франчайзи теперь может быть признан аффилированным и взаимозависимым с держателем франшизы. А последний, в свою очередь, неожиданно для себя получит огромное доначисление налогов. Законодатель должен четко поставить точку в этом вопросе, описать принципы дробления бизнеса в Налоговом кодексе. Не должно быть «понятийной» судебной практики».
А пока не приняты изменения в Налоговый кодекс, «назрели и перезрели» соответствующие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, полагает Алексей Рябов.
Поделитесь новостью с друзьями
Еще по теме:
|
- 12 декабря 2024
- 12 декабря 2024
- 12 декабря 2024