200-летняя история "Конаковского фаянса" продолжается

опубликовано: 04.11.2019


На расстоянии около 120 километров от Москвы в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне — г. Конаково Тверской области) в 1809 году аптекарем Фридрихом-Христианом Бриннером было основано одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности - Конаковский фаянсовый завод.

Затем его выкупил аптекарь А. Я. Ауэрбах. С первой половины XIX века продукция из села Кузнецово, крупнейшего в России производителя бытового и художественного фаянса, получила широкую известность и высокую оценку профессионалов.

В 1870 году производство перешло заводчику Матвею Кузнецову - будущему «фарфорофаянсовому королю» России. Товарищество М. С. Кузнецова владело торговым домом в Москве на Мясницкой улице, 8, построенным в 1898—1903 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. На заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады «Товарищества» находились в десяти крупнейших городах России. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже (1900) и Ташкенте (1890), дипломами Гран-при на выставках в Париже (1900) и Реймсе (1903), медалями разных достоинств в последующие годы. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах. С 1902 года М. С. Кузнецов — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В сфере управления Матвей Сидорович Кузнецов использовал примечательный метод: подструктурные директора на Кузнецовских заводах менялись каждые два года по старшинству вступления в должность. Кузнецовы стремились к объединению всех «керамистов» России, стали организаторами в 1906 году съезда фарфоровых и фаянсовых фабрикантов. На самом съезде «керамисты» принимают определенные отраслевые решения, в том числе и по созданию Союза фарфористов и объединению его с Союзом стеклопромышленников. Уже в 1909 году М. С. Кузнецов берет на себя координационную работу по объединению этих Союзов.

Кузнецовы были активными борцами против иностранной конкуренции. Сам Матвей Сидорович Кузнецов, «фарфорофаянсовый король России», в 1883 году ходатайствовал перед министром финансов об «ограждении» отечественной фарфорофаянсовой промышленности повышением таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров.

После революции фаянсовый завод был национализирован. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М. И. Калинина. В 1929 году по результатам конкурса, по предложению работницы фабрики Марии Викуловны Илютиной, населённому пункту Кузнецово присваивается название Конаково – в честь революционера Порфирия Петровича Конакова. О нем известно, что родился в деревне Анциферово Богородского уезда Московской губернии в 1878 году. Вскоре семья переехала в село Кузнецово. В 1890 году, после окончания четырёхлетнего курса учёбы в школе, начал работать в живописном цехе Тверской фарфоро-фаянсовой фабрики, откуда спустя пять лет был уволен. После этого Порфирий Конаков переехал в Ригу. В июле 1906 года принял активное участие в Кронштадтском восстании солдат и матросов, руководил захватом форта «Константин», за что по приговору суда был расстрелян 7 августа 1906 года.

В начале 30-х годов прошлого века на заводе были предприняты первые серьезные попытки внедрить новый ассортимент продукции. По рекомендации В. В. Куйбышева, художник И.Г. Фрих-Хар привез на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые поставили перед собой задачу провести творческий поиск путей замены старых «кузнецовских» моделей и создать систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. В состав этой группы входили В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский и Ф.А. Бесперстова, П.М. Кожин, И.С. Ефимов. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода. Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». Эта работа по внедрению нового ассортимента выпускаемой продукции была прервана войной.

Лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов, художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность. В это время работали Т.З. Подрябинников, Г.Я. Альтерман, З.Г. Филянская, М.П. Холодная, Е.М. Гуревич, Н.А. Литвиненко, Й.В. Васильев, А.Й. Хихеева, И.Ф. Апостолов. Неоднократно выполняли отдельные работы И.Г. Фрих-Хар и С.М. Орлов, П.М. Кожин и М.А. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.

В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Произведённые им чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958.

В.Г. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. «Кофейный сервиз в коричневой поливе», декоративные блюда «Удод» и «Голубь», «Набор посуды для воды» удостоены Золотой медали на Брюссельской выставке.

Большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок» на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов «Пламя». Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.В. Малышевой.

Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды.

Основными оформителями посуды в 50-х годах были художники А.И. Хихеева, И.В. Васильев, И.Ф. Апостолов, пришедшие в конце периода «молодые» художники Г.Г. Вебер, В.П. Шинкаренко.

Чистотой и силой цвета, оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым, сухарница «Солнце» и другие изделия долгое время выпускались майоликовым цехом.

Талантливые работы вышли из-под стеки скульптора В.А. Сергеева, Например, его озорной «Жирафенок» в росписи Ф.Н. Крохиной выпускался более двух десятилетий и известен далеко за пределами нашей страны.

Художник Н.А. Коковихин разработал в этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы салатников, набор посуды для пива и другие изделия.

Разнообразные рисунки для живописи, печати, аэрографа выполнили талантливые художники, вышедшие из народных масс, бывшие живописцы братья В.Г. Беляковы и их однофамилец Е. Беляков.

В шестидесятые годы продолжался повышаться художественный уровень Конаковского фаянса. Достаточно сказать, что работы молодых художников и «ветеранов» в первой половине 60-х годов были отмечены 2-мя золотыми, 5-ю серебряными и 10-ю бронзовыми медалями.

В 1962 году статуэтка «Мамонт», выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью.

В настоящее время завод признан банкротом, на территории разруха.

Однако на базе художественной лаборатории завода сохранилась и работает компания «Конаковский Фаянс» @konakovskij_faience под руководством Валерия Солонбекова @v_solonbekov , которая сохраняет наследие и традиции легендарного завода.

Со слов Солонбекова, в 2009 году был построен производственный комплекс по изготовлению изделий из керамики на базе бывшего фаянсового завода в Конакове. А в июле 2018-го открыли для публики производственно-туристический комплекс „Конаковский фаянс“.

Одной из целей стало знакомство людей с искусством изготовления фаянса и продвижение продукцию этого традиционного для Конакова промысла.

Сейчас на территории площадью 2 га расположены производственный комплекс, площадки для мастер-классов и зона отдыха.

На предприятии команда художников вручную расписывают керамические изделия, используя исторические мотивы из популярных коллекций знаменитого завода в составе „Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова“.

Как отметил Солонбеков, «мы не стремимся стать сверхприбыльным керамическим производством. Наша задача — создать центр, где у людей будет возможность приобщиться к искусству, которым владели наши предки, узнать об истории конаковского фаянсового производства и собственными руками расписать керамику. Я убежден, что действительно „Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории“. Традиционный промысел — это в некотором смысле „сконцентрированное состояние прошлого“. И моя вера в сохранение традиций укрепляется, когда я вижу всплеск интереса к ним социальных предпринимателей. Поэтому я надеюсь, что наш проект будет расти и развиваться, объединяя единомышленников».

Еще по теме:

Борис Титов о деле Алексея Кузнецова: Обвинения надуманные, выдвинуты по заявлению конкурента

Борис Титов о деле Алексея Кузнецова: Обвинения надуманные, выдвинуты по заявлению конкурента28 августа в Россию вернулся еще один участник «лондонского списка Бориса Титова» - генеральный директор ООО «КЦ АГРО-ИНФОРМ» Алексей Кузнецов.


Президент РФ Владимир Путин подписал указ об освобождении от должности уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова

Президент РФ Владимир Путин подписал указ об освобождении от должности уполномоченного по правам ребенка Павла АстаховаНовым Уполномоченным по правам ребенка в России назначена глава исполкома пензенского ОНФ, оператор президентских грантов Анна Кузнецова.


Владимир Васильев: Россия богата народными художественными промыслами

Владимир Васильев: Россия богата народными художественными промысламиВ столичном Экспоцентре продолжается XIХ выставка-ярмарка народных промыслов «Ладья. Зимняя сказка – 2015». Сегодня, 18 декабря, экспозицию посетил вице-спикер Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.


В Госдуме открылась выставка Конаковского фаянса и вышивки торжокских золотошвей

В Госдуме открылась выставка Конаковского фаянса и вышивки торжокских золотошвейНа этой неделе, с 16 по 20 ноября, в Госдуме проходит выставка произведений двух народных промыслов Тверской области. В экспозиции представлены работы художников ООО «Производственная компания «Конаковский фаянс» и ОАО «Торжокские золотошвеи».


Greenpeace России: идет резкое ухудшение ситуации с пожарами в Тверской области

Greenpeace России: идет резкое ухудшение ситуации с пожарами в Тверской областиРуководитель лесного отдела Greenpeace России Алексей Ярошенко о ситуации с пожарами в Тверской области

Наверх