-
29.03.23 |
Борис Титов провел в Баку встречу с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым
-
29.03.23 |
Комментарий В.И.Пискарева к докладу НПО Amnesty International о правах человека
-
29.03.23 |
Эксперт Уполномоченного рассказала о новом порядке обжалования отказа суда в направлении подсудимого на медицинское освидетельствование
-
29.03.23 |
Владельцев туробъектов из Республики Алтай беспокоит конкуренция норм по огораживанию участков в лесном фонде
-
28.03.23 |
Комитет по госстроительству Госдумы продолжает работу над проектами о содержании общей собственности граждан
-
28.03.23 |
Внесен законопроект о создании Академического районного суда города Екатеринбурга
-
28.03.23 |
Судебная система в новых субъектах РФ
-
28.03.23 |
Борис Титов: российские бытовые товары будут продаваться на Кубе через специальный русский торговый дом
-
28.03.23 |
Эксперт ЦОП «БПК» рассказал об особенностях проведения обыска на объектах бизнеса
-
25.03.23 |
Нижегородский уполномоченный призвал дифференцировать стоимость лицензии на розничную продажу алкоголя в зависимости от размера бизнеса продавца
Борис Титов предложил поправки в УПК, облегчающие применение залога и проясняющие вопрос об преступном умысле в делах о мошенничестве
- Раздел: Защита бизнеса
| - Опубликовано: 21 января 2022, 19:25
Практика применения залога в качестве меры пресечения должна, наконец, заработать. Норма внесена в законодательство давно, но применяется крайне редко. Вопрос о наличии умысла на хищение по делам об особо крупном мошенничестве должен решаться судом присяжных. Такое мнение Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выразил в ходе совместной пресс-конференции с депутатом Госдумы от Партии Роста Оксаной Дмитриевой.
"Мы не раз подчеркивали важность темы залога в качестве меры пресечения по экономическим статьям, - отметил Титов. – Однако, несмотря на разговоры, статистика применения залога в России продолжает оставаться единичной. УПК хоть и требует от суда излагать мотивы и основания, по которым невозможно избрать иную меру пресечения, кроме заключения под стражу (тот же залог, например), но на практике суд исполняет эту обязанность формально – просто констатирует невозможность».
Во многом причина кроется в том, что существующий порядок внесения ходатайства о залоге ставит защиту в прямую зависимость от следствия. Статья 106 Уголовно-процессуального кодекса РФ («Залог») ссылается на порядок, установленный статьей 108, а сама статья 108 регламентирует исключительно порядок внесения ходатайств следователем и дознавателем.
«В итоге, сегодня, в подавляющем большинстве случаев защита вносит ходатайство о залоге в противовес позиции следствия о необходимости заключения под стражу и, конечно, суд склоняется в сторону последней» - подчеркнул Титов. Решение проблемы ему видится в изменениях в статью 106 УПК. В соответствии с ними ходатайство о залоге защита сможет вносить не прямо в суд, а через следователя, а следователь должен будет в течение 3 дней с момента поступления ходатайства о применении залога передать это ходатайство в суд (приложив к нему собственную позицию в отношении обоснованности приведенных защитой доводов). Суд, таким образом, при избрании меры пресечения будет вынужден аргументированно оценивать позицию обеих сторон.
Что касается участия присяжных в рассмотрении дел о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), то они, по словам Титова, должны будут выносить вердикт о преднамеренности совершенных деяний.
«Статья 159 УК РФ (мошенничество) продолжает оставаться главным бичом для предпринимателей, - пояснил Титов. – Это самая массовая статья обвинения, мы ее называем «резиновой», поскольку под нее очень часто подводится элементарное невыполнение договорных обязательств.
Но в делах о мошенничестве всегда крайне важна доказанность умысла на совершение преступления. Если нет заведомого умысла, то нет и состава преступления. Мы рассчитываем, что присяжные должны решать вопрос именно о преднамеренности совершенных деяний. Следствие (а за ним и суд) сегодня, к сожалению, как правило не утруждает себя доказыванием умысла – просто констатирует его наличие в обвинительном заключении, и все. А коллегия присяжных сможет разобраться в этом вопросе более глубоко, определить, что это было - умышленное действие, случайность или фактор внешних обстоятельств».
По словам Титова, все остальные решения по делу должен принимать судья.
Обе поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ближайшее время планируется направить на рассмотрение в Госдуму через депутата от Партии Роста Оксану Дмитриеву.
![]()
|

- 29 марта 2023
- 29 марта 2023
- 29 марта 2023