-
26.02.21 |
Железняк: В США продолжается «охота на ведьм»
-
26.02.21 |
Сергей Миронов предложил провести эксперимент с отменой техосмотра
-
25.02.21 |
Мониторинг показал, что половина малого бизнеса в России нуждается в продлении отсрочек по уплате налогов и кредитов
-
25.02.21 |
В Госдуме заявили о необходимости модернизации системы госзакупок лекарственных препаратов
-
25.02.21 |
Национальный Рейтинг Губернаторов Январь-Февраль 2021
-
24.02.21 |
Какие поправки ожидаются к законопроекту о «гаражной амнистии»
-
24.02.21 |
Крашенинников: Закрепление в Конституции РФ положений о единой системе публичной власти является важным шагом на пути улучшения работы государственного механизма
-
24.02.21 |
Законопроект, направленный на защиту прав граждан в сфере недвижимости
-
24.02.21 |
Законодательная инициатива, направленная на защиту животных
-
23.02.21 |
Депутаты Госдумы возложили цветы к могиле Неизвестного солдата 23 февраля
Законопроект об ограничении изъятия детей из семей
- Раздел: Законодательство
| - Опубликовано: 11 ноября 2020, 14:16
Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» - о порядке изъятия ребенка при непосредственной угрозе его жизни.
Один из авторов законопроекта, председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроект разработан в целях реализации обновлённых положений Конституции, в соответствии с которыми дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом государство должно обеспечивать приоритет семейного воспитания, защиту семьи и детства, и может вмешиваться в эту сферу лишь в исключительных случаях, когда происходит нарушение закона, насилие или иная угроза жизни ребенка.
Законопроект направлен на решение проблем, вызванных непрозрачностью существующего механизма отобрания детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью ребенка. В настоящее время очень много примеров, когда существующий порядок изъятия детей приводит к трагедиям и вредит их интересам. Необходимо упорядочить этот процесс и исключить злоупотребления. Предлагаемый законопроект позволит обеспечить справедливость и повысить прозрачность и объективность при рассмотрении таких дел, - заявил Павел Крашенинников.
Сейчас в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (или других лиц, на попечении которых он находится). Как показывает практика, такой порядок не гарантирует отсутствие злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства, а нередко и вовсе граничит с произволом. В качестве оснований для изъятия детей органы опеки зачастую указывают нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой. При этом процесс изъятия происходит без видеофиксации, без присутствия адвокатов, представителей общественности, психологов и т.д.
Законопроектом предлагается передать вопрос отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью - из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда. Решать судьбу человека должен суд, - подчеркнул Павел Крашенинников.
В этой связи предлагается внести изменения в ст. 77 Семейного кодекса, в Федеральный закон «О полиции», а также дополнить Гражданский процессуальный кодекс новой главой 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».
- Согласно законопроекту, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью должно производиться на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства.
Судебное заседание будет проходить с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, прокурора, а также родителей (или иных лиц, на попечении которых находится ребенок), государственного защитника, а в необходимых случаях и других заинтересованных лиц (например, психолога) и самого ребенка, если его участие возможно.
В суде должны быть всесторонне исследованы и изучены доказательства явной угрозы жизни или здоровью ребенка. То есть, реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда физическому или психическому здоровью ребенка в результате действий или бездействия родителей (или иных лиц, на попечении которых находится ребенок). Степень опасности должна определяться судом в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств его проживания.
Суд сможет принять взвешенное решение о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в месте проживания, обеспечив соблюдение прав ребенка и интересов семьи (при этом лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который рассматривается в отдельном судебном процессе).
Предлагается исходить, прежде всего, из интересов семьи, приоритета родительского воспитания при соблюдении прав детей. Вносимые изменения направлены на создание условий для максимально эффективной защиты прав и интересов ребенка, на защиту его права воспитываться в своей семье, - подчеркнул Павел Крашенинников.
- При этом в особых ситуациях, в качестве меры немедленного реагирования, сохраняется административный порядок изъятия ребенка - когда промедление может привести к его неминуемой гибели. Законопроектом предусматривается, что в такой ситуации орган опеки и попечительства с обязательным участием прокурора и органа внутренних дел сможет произвести отобрание ребенка, составив акт с указанием всех обстоятельств. Таким образом, административная процедура будет возможна только в случае чрезвычайных обстоятельств и станет коллегиальной. Действия органа опеки и попечительства при этом могут быть оспорены родителями (или иными лицами, на попечении которых находился ребенок), в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Павел Крашенинников обратил внимание, что предлагаемый механизм - это не что-то принципиально новое. Подобная практика существовала в советское время. Это проверенная временем практика, от которой отказались после введения современной опеки.
В частности, семейным законодательством СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г., Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.) была установлена судебная процедура отобрания детей, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, уведомив прокурора и обратившись впоследствии в недельный срок в суд с иском о лишении родительских прав.
Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога. Прокурор при этом лишь уведомляется, но не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.
Принятие закона позволит нивелировать возможность произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в дела семьи, которое создает риск серьезного нарушения прав и интересов, как родителей (законных представителей), так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения, - заявил Павел Крашенинников.
Павел Крашенинников сообщил, что во втором чтении необходимо предусмотреть, с учетом мнения экспертного сообщества, дополнительные гарантии защиты прав ребенка и его родителей при отобрании, как в судебном порядке, так и в административном. В частности, предлагается увеличить время рассмотрения судом вопроса об отобрании ребенка; предусмотреть участие в процессе адвоката, психолога, учет мнения ребенка; ввести обязательную видеозапись процедуры отобрания при непосредственной угрозе жизни ребенка и другие.
![]()
|

- 26 февраля 2021
- 26 февраля 2021
- 26 февраля 2021