-
19.09.23 |
Производителям детских товаров снизят налоги
-
14.09.23 |
Борис Титов: российский бизнес не вернется на Запад, даже если все санкции снимут
-
13.09.23 |
Борис Титов предложил отдать пограничные переходы с Китаем в концессию частным инвесторам
-
13.09.23 |
Борис Титов предложил снять ограничения на экспорт монгольского дуба и маньчжурского ясеня с территории России
-
13.09.23 |
Борис Титов: реформа контрольно-надзорной деятельности в разы сократила теневой сектор экономики в России
-
13.09.23 |
Борис Титов предложил упростить условия трудовой миграции в Россию для жителей Юго-Восточной Азии
-
13.09.23 |
Борис Титов предложил наложить мораторий на штрафы за нарушение маркировки интернет-рекламы до выпуска исчерпывающих рекомендаций Роскомнадзора
-
13.09.23 |
Студентам упростят поиск работодателя для прохождения практики
-
13.09.23 |
Борис Титов прокомментировал штрафы за непрослеживаемость импортных товаров бытовой техники
-
13.09.23 |
Эксперт Уполномоченного предложил не бояться снижения ключевой ставки в условиях отсутствия керри-трейда
Павел Крашенинников принял участие в «нулевых чтениях» законопроекта об ограничении внесудебного отобрания детей из семьи
- Раздел: Законодательство
| - Опубликовано: 23 июля 2020, 16:17
Сегодня председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников принял участие в «нулевых чтениях» законопроекта об ограничении внесудебного отобрания детей из семьи (проект федерального закона №986679-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») в Общественной палате Российской Федерации.
Общественное обсуждение законопроекта организовано Комиссией Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. По результатам обсуждения будет подготовлено заключение Общественной палаты РФ на законопроект, с учетом поступивших мнений, предложений, рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов РФ, привлеченных к обсуждению общественных экспертов, в том числе членов Научно–консультативного совета при Общественной палате, научно-профессионального сообщества.
Как сообщил один из авторов обсуждаемого законопроекта Павел Крашенинников, после принятия в первом чтении законопроект будет дорабатываться с учетом прозвучавших сегодня мнений и предложений.
Он отметил, что нормы законопроекта разработаны в целях защиты семьи, создания условий для достойного воспитания детей в семье. Законопроектом предлагается передать вопрос отобрания ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда.
Павел Крашенинников подчеркнул, что необходимо минимизировать вмешательство государства в семейную сферу. Не вызывает сомнений, что вопросы изъятия детей из семьи должны решаться в судебном порядке, а не в административном, как сейчас, когда нередко органы опеки и попечительства злоупотребляют своими полномочиями. И это должны быть исключительные меры - если происходит нарушение закона, насилие или иная угроза жизни ребенку. По действующему же порядку вмешательство органов опеки в дела семьи зачастую не имеет под собой реальной угрозы жизни или здоровью ребенка и связано с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Сейчас в качестве оснований изъятия детей органы опеки называют отсутствие нужных продуктов питания, нехватку игрушек у ребенка, отсутствие отдельной комнаты, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, братьями и сестрами, наличие синяков на теле ребенка, поступление жалоб в отношении родителей и др. Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса РФ, которая позволяет этим органам немедленно отобрать ребенка.
- Законопроектом предлагается установить, что вопрос отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью находится в компетенции суда. Заявление в суд об отобрании может быть подано органом опеки и попечительства или органом внутренних дел, получившими информацию об угрозе жизни ребенка или его здоровью.
По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни или здоровью. То есть – о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.
По законопроекту орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства. И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все необходимые доказательства в суд. Суд в закрытом заседании с участием прокурора, представителя органа опеки и попечительства, родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов, педагогов и т.п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в данном месте. Здесь важен индивидуальный подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации судом.
В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью. Павел Крашенинников поддержал озвученное сегодня предложение о том, чтобы установить в законопроекте обязательную видео-фиксацию обстоятельств, которые явились основанием для подачи заявления в суд об отобрании ребенка. Это позволит исключить злоупотребления.
Согласно законопроекту, родители вправе нанять адвоката. В этом им может быть оказана необходимая помощь. При доработке законопроекта будет обсуждаться вопрос о том, чтобы родителям предоставлялся государственный защитник (в случае, если у них нет своего адвоката). Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе – немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда. При этом лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.
Разбирательство в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например, сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка. Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы присутствовать посторонние лица, т.е. публика или СМИ. А это может негативно сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь разглашение информации о частной жизни.
Судебное решение может быть обжаловано в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции. Поскольку судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом, вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.
- Для исключительных случаев законопроектом предлагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка - если налицо риск наступления его смерти в течение нескольких часов. Лишь при наличии указанных чрезвычайных оснований, когда промедление может привести к неминуемой гибели ребенка, орган опеки и попечительства с участием прокурора и представителя органа внутренних дел сможет произвести отобрание ребенка. То есть процедура станет коллегиальной - помимо органа опеки будет присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел. При этом действия органа опеки могут быть оспорены родителями.
Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных лиц. Прокурор лишь уведомляется, он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.
Предлагаемая законопроектом процедура изъятия – не новая. В семейном законодательстве СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года) также была установлена судебная процедура отобрания детей, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав. Похожую процедуру предлагается закрепить обсуждаемым законопроектом, но еще больше ограничив усмотрение опеки.
![]()
|

- 20 сентября 2023
- 19 сентября 2023
- 14 сентября 2023