10 января Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности, которые упростят возможности полиции в поиске пропавших детей.
Комментируя законодательную инициативу, председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что «правоохранительные органы смогут оперативно, по заявлению родителей, получать доступ к данным геолокации телефона или планшета ребенка, что серьезно ускорит его розыск. Это время может оказаться бесценным, если, например, ребенок заблудился, потерялся, или с ним случилась беда».
Как указали авторы поправок, по официальным данным ежегодно в органы полиции поступают десятки тысяч заявлений об исчезновении детей. За последние пять лет разыскивалось около 40 тыс. несовершеннолетних (из них почти 13,5 тыс. малолетние дети). В частности, в 2017 г. разыскивалось около 8 тыс. несовершеннолетних, из которых около 40 % - малолетние дети, а в первом квартале 2018 г. - около 2500 детей, из которых 805 малолетних соответственно. При этом в среднем по факту пропажи ребенка ежегодно возбуждается только 10 % уголовных дел из всего количества розыскных дел. Значительное количество пропавших несовершеннолетних имело при себе мобильные устройства (мобильные телефоны, планшетные компьютеры, «умные» часы и др.), снабженные системой определения координат. В первые часы и даже дни пользовательское оборудование бывает включённым, что позволяет принять экстренные меры для нахождения ребенка. При этом у органов полиции в настоящее время нет правовых возможностей в случае обращения родителей или иных законных представителей ребенка в экстренном порядке (без предварительного решения суда) попытаться установить его местонахождение на основе геолокационных данных.
Законопроектом вносятся поправки в закон «об оперативно-розыскной деятельности», которые позволяют «в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается получение сведений о местонахождении несовершеннолетнего на основе геолокации принадлежащего несовершеннолетнему абонентского устройства или иного оборудования, а равно используемого им абонентского устройства или иного оборудования при письменном согласии владельца такого устройства или оборудования, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов». При этом в проекте закона также сказано, что «в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, осуществляющий его, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение».
Законопроект был внесен группой депутатов ГД.