23 ноября состоялось заседание «круглого стола» комитета Госдумы по охране здоровья на тему: «Законодательное регулирование внедрения в Российской Федерации системы мониторинга движения лекарственных препаратов с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарственных препаратов».
С инициативой проведения этого заседания выступил председатель комитета ГД Дмитрий Морозов (ЕР) по итогам обсуждения законопроекта о введении маркировки лекарственных средств, принятого в первом чтении в ноябре 2017 года.
Согласно данному законопроекту, на всей территории Российской Федерации предусматривается внедрение федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарств от производителя до конечного потребителя с использованием специальных идентификационных знаков. Основная цель системы – обеспечение поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов, недопущение оборота фальсифицированных и контрафактных лекарств. При полном охвате лекарственных препаратов система будет отслеживать свыше 6 млрд. упаковок ежегодно и охватит до 1 тыс. производителей, до 2,5 тыс. оптовых организаций, до 350 тыс. медицинских и аптечных организаций.
Открывая заседание, глава комитета отметил: «Мы озабочены поступлением потока писем от ассоциаций международных и отечественных фармацевтических производителей, по мнению которых, введение обязательной маркировки всех лекарственных средств с 2018 года может привести к исчезновению некоторых лекарств, преимущественно низкого ценового сегмента или к их значительному подорожанию».
С опасениями фармпроизводителей согласен первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Исаев: «В изначальном варианте законопроекта назывались гораздо более умеренные сроки введения маркировки лекарств. Однако законопроект, внесённый в Госдуму, предполагает введение этой системы уже в течение 2018 года. Но это сложный технологический процесс. К чему ускорение?». Он привёл пример введения системы маркировки в Германии, где подобного рода технологии вводились в течение 9 лет. Также парламентарий призвал проанализировать, будет ли оправдана данная система для дешёвых лекарств.
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко в свою очередь отметил, что сроки внедрения данной системы можно обсудить, однако, маркировка лекарств для госпрограммы «7 нозологий» не должна выходить за 2018 год. Также он подчеркнул, что переход на данную систему должен проходить одномоментно на всей территории России для защиты легального рынка лекарственных препаратов. По данным главы ведомства, в 2016 году доля фальсифицированных (поддельных) лекарств составила менее 1%, при этом в количественном выражении – это более 7,5 млн. упаковок в год.
Между тем, все участники дискуссии из числа фармпроизводителей не выступают против маркировки лекарств, а наоборот, поддерживают введение этой системы в России, отмечая необходимость поэтапного перехода на систему маркировки, то есть увеличить сроки её внедрения, так как есть высокая вероятность того, что около 80% компаний могут не успеть завершить этот процесс к 2019 году. При этом, участники поддержали предложение Михаила Мурашко начинать вводить эту систему с дорогостоящих лекарств, к примеру, входящих в госпрограмму «7 нозологий».
Некоторые участники предложили дождаться производства отечественного оборудования и оценки его технологических возможностей, а также решить вопрос о целесообразности маркировки лекарственных препаратов ценовой категории ниже 100 рублей и ряда других препаратов (гомеопатических, препаратов на основе крови и её компонентах и радиофармпрепаратов). Так, Борис Шпигель считает, что для начала необходимо завершить эксперимент по введению системы маркировки, который проводится с февраля 2017, по итогам которого проанализировать результаты и только после этого тиражировать их на всю страну и определять какие-либо сроки.
В свою очередь заместитель директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Елена Денисова отметила, что начальная стоимость оборудования для маркировки лекарств составляет 60 млн. рублей. По её словам, Министерство готовит предложения по кредитованию производителей лекарств по льготным ставкам, чтобы они могли профинансировать покупку оборудования для маркировки. Кроме этого, производители оборудования дают возможность приобретения его в рассрочку.
Подводя итоги встречи, Дмитрий Морозов отметил: «То, что этот закон нужен, ни у кого из присутствующих не вызывает сомнений. Но нам нужно принять такой закон, который бы учитывал мнения всех участников рынка. Многое из того, что сегодня прозвучало, включая сроки введения системы маркировки и её поэтапное внедрение, возможность установления добровольной маркировки и прослеживание упаковки самим производителем, заслуживает внимания и более предметного обсуждения, которое пройдёт в рамках рабочей группы».
Заседание рабочей группы, на котором планируется рассмотреть поступившие предложения, состоится в начале декабря 2017 года.
Поделитесь новостью с друзьями