
17 мая
первый заместитель комитета ГД по образованию Владимир Бурматов обратил внимание депутатов на
нарушения и различные коррупциогенные факторы при реализации программы по строительству новых школ в регионах.
Для начала он отметил, что сейчас в России началась самая масштабное строительство новых школ. Программа рассчитана на период до 2025 года, и её общий федеральный бюджет – почти 2 трлн рублей, при этом предполагается, что еще около одного триллиона будет потрачено из региональных бюджетов. В этом году на Программу будет направлено 50 млрд. рублей. В настоящее время уже распределены между 56 субъектами Российской Федерации бюджетные средства в размере 25 млрд. рублей.
Все это, рассказал парламентарий, должно позволить ввести около 6,5 миллионов новых мест в школах. «Очевидно, что эта программа станет самым крупным инфраструктурным проектом в сфере образования за последнее время. От того, насколько эффективно будут потрачены эти деньги, будет зависеть - в каких условиях будут учиться несколько поколений наших детей, и как будет выглядеть новая российская школа», - отметил он.
Бурматов обратил внимание на то, что партия «ЕР», чтобы обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств на строительство школ, создала Центр оценки эффективности реализации федеральных целевых программ. Центром уже выпущено несколько экспертных докладов. «Наши специалисты проанализировали более 4000 закупок и контрактов в этой сфере. Под нашим наблюдением сейчас находится 186 объектов строительства и реконструкции школ и пристроек к школам. Пока федеральные деньги идут в регионы, мы провели оценку того, как ведется проектирование и строительство объектов, многие из которых будут затем выкуплены за счёт этих федеральных средств», - заявил депутат.
По его словам, уже самый первый анализ выявил случаи кратного завышения цен, неэффективного использования бюджетных средств, неиспользование типовых проектов при их наличии и так далее.
«Мы обнаружили, например, что расчетная стоимость проектной документации на одно условное учебное место варьируется в регионах в диапазоне от 600 рублей до 115 тысяч рублей. То есть разница между регионами - в 189 раз. Подобный разброс цен свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Кстати, напомню, по условиям программы использование типовой проектной документации обязательно, и мы за этим внимательно следим. Это удешевляет стоимость работы от 3 до 10 раз. К сожалению, далеко не все регионы идут по этому пути. И неиспользование типовых проектов - самый частый вид злоупотреблений, который мы обнаружили», - рассказал Бурматов.
По его сведениям, среди других нарушений и коррупциогенных факторов нами выявлена массовая практика проведения открытых конкурсов вместо аукционов в электронной форме при размещении заказов. Это, как правило, приводит к тому, что выигрывает тот, кто предложил наибольшую цену. «Мы наблюдали это, например, в Татарстане», - добавил он.
Привел он и другие примеры. Так, в Тюмени накручивают начальную максимальную цену контракта сметным способом на основании нормативов, принятых регионом. Или формируют цену контракта путем запроса ценовых предложений у аффилированных компаний, которые договариваются и выставляют идентичные и, как правило, весьма завышенные цены, как это было в Пензенской области. А в Калининграде закупку услуг по разработке проектной документации специально выделяют в отдельный заказ, чтобы затруднить соотнесение стоимости проектной документации и самих строительных работ. В ярде случаев речь идет об использовании схем с фирмами-прокладками, в результате чего средства муниципальных предприятий оказываются на счетах частных аффилированных ООО.
«Мной направлено около двух десятков депутатских запросов на имя руководителей регионов с описанием коррупциогенных факторов в закупках при строительстве школ и с просьбой взять ситуацию под личный контроль, обеспечив устранение нарушений. По наиболее вопиющим случаям мы направили несколько обращений в Генпрокуратуру с просьбой провести детальные проверки», - сказал Бурматов.
К сожалению, считает депутат, многие регионы после опубликования итогов проверок уходят в "глухую оборону", просто отрицая все. «Я считаю, это не конструктивная позиция. Вся деятельность Центра оценки эффективности федеральных целевых программ построена по принципу открытых данных. То есть любой вывод экспертов центра проверяется кем угодно ровно, что называется, в два клика. Все выводы размещены в общем доступе и проверить их может каждый. В этой ситуации отрицать что-то бесполезно. Я рассчитываю, что будет все-таки конструктивная позиция и оперативное устранение выявленных нарушений. Потому что речь идет о деньгах наших налогоплательщиков», - заключил парламентарий.
Поделитесь новостью с друзьями