19 апреля в интервью каналу «Информ-24» Генеральный директор ООО "ЦИРК САФАРИ", заслуженный артист РФ, цирковой артист в третьем поколении Сергей Нестеров рассказал о ситуации, которая сложилась в Росгосцирке, и положении животных в этой компании.
«Вот скажите - как можно этих животных кидать куда-то в какой-то занюханный питомник, где они будут на улице, неизвестно как и чем они будут кормиться… Для меня это жутко и я не смогу этого понять…», - такими словами начал встречу с журналистами Сергей Нестеров.
Сергей показал своих питомцев, часть из которых привез из Танзании, а часть - родилась у него дома.
В Москве Нестеров оказался с оказией, сейчас он на гастролях выступает в Грозном. Дрессировщик высоко оценил условия содержания животных в зоопарке у Рамзана Кадырова – все животные содержатся в просторных вольерах.
На вопрос, как обстоят дела в Росгосцике, Сергей рассказал, что в питомнике экзотических животных в Щелково Московской области, принадлежащем компании Росгосцирк, у тигров вместо вольеров – клетки. Как утверждает дрессировщик, их размер не превышает 1.5 на 2 метра. «Он там доживает и умирает, а тигр должен двигаться… Тигру должно быть обеспечено вольерное содержание», – убежден Нестеров. Клетки могут применяться лишь на время переезда.
Рацион одного тигра у Нестерова составляет от 7 кг до 10 кг мяса в день. Причем, верхний предел не ограничен. В основном, он кормит животных кониной, говядиной, редко - курами и бараниной. По деньгам это дорого. Цена мяса 210 руб/кг. В день у него уходит от 60 кг мяса. С учетом разгрузочных дней на питание в месяц уходит более 1,5 тонн мяса. «Мы самые любимые покупатели у оптовиков», - смеется дрессировщик.
Носорогу, который участвует у Нестерова в программе, тоже требуется специальное питание. «Сейчас заказал корма из Европы. На 340 тысяч только специализированной подкормки, плюс сено, люцерна. В месяц на содержание животных тратится 800 тысяч рублей», - рассказал Нестеров.
«Сейчас я, слава Богу, не вхожу в структуру Росгосцирка – 23 сентября 2014 года я покинул эту структуру, спустя 31 год работы в этой компании.
Я в прошлом году выиграл два фестиваля – взял «золото» и на одном, и на другом. Мы 15 лет создавали «Цирк Сафари» - это некий бренд. Мы вкладывали деньги, был коллектив и всегда позиционировались как «Цирк Сафари». При любой власти, - улыбаясь, добавил Сергей. - И когда мы выиграли на Ижевском фестивале, то везде был «Цирк Сафари». Гаглоев лично вручал мне «золото» как генеральный директор Росгосцирка. И его при этом не покоробило название «Цирк Сафари». А уже в Москве на всех экранах было - Росгосцирк, в пресс-листах также Россгосцирк, а Эдгард Запашный объявлял меня как «Цирк Сафари». Это им (руководству Росгосцирка – ред.) не понравилось и мне заявили, что либо ты объявляйся Росгосцирком, либо увольняйся. Поскольку Росгосцирк ничего не вложил в меня, то я принял решение называться и дальше «Цирком Сафари» - если Росгосцирк не нуждается в моих услугах и для него главное, чтобы я назывался Росгосцирком, то я приял их предложение и уволился», - рассказал Сергей.
Ранее, в 2015 году, уволилась из Росгосцирка дочь Нестерова, которая в прошлом году выиграла «золото» в Монте-Карло. Как рассказал Нестеров, «у нее был контракт на Монте-Карло. Они (руководство Росгосцирка – ред.) захотели 50% за то, что она едет на фестиваль, о котором она сама с организаторами фестиваля договаривалась. Причем этот контракт был еще до прихода Гаглоева в Росгосцирк. Это был ее личный, именной контракт». Вместо этого Сергей предложил Росгосцирку, как агентской конторе, 10%. Причем, указывает дрессировщик, все затраты на себя брала принимающая сторона – Монте-Карло. Для девочки, которая только начинает свой жизненный путь, это было важно. Представители же Росгосцирка свое требование отдать 50% объяснил очень просто – «мы так решили». Как только она написала заявление об увольнении, ее тут же принял Цирк Никулина. В Монте-Карло она поехала уже от Цирка Никулина и завоевала «золото». «Это за 15 лет второй дрессировщик, после Павленко, который получает «золото» в Монте-Карло.
Сергей Нестеров также получил приглашение в Монте-Карло от принцессы Стефании, контракт в Монте-Карло. И Росгосцирк также предложил Нестерову уволиться. «Парадоксальная вещь», - заключил Нестеров, рассказывая о действиях Росгосцирка.
В качестве еще одного странного кадрового решения Росгосцирка, Нестеров привел пример с Василием Тимченко, который тоже получил в марте 2016 года приглашение в Монте-Карло и также был уволен из Росгосцирка вместе с Нестеровыми. Между тем, приглашение в Монте-Карло – это признание конкретных российских цирковых артистов, уверен Нестеров.
В отличии от общепризнанного фестиваля в Монте-Карло, где зарабатывается престиж компании и страны, говоря о премии «Мастер», которую проводит Росгосцирк, Нестеров охарактеризовал ее как мероприятие, смахивающее на «отмыв денег». Вообще, все, что связано с этой премией, вызывает много вопросов. Нестеров рассказал, что помимо желания и даже не уведомляя циркового артиста, его имя могут «впечатать» в качестве соискателя премии. «Они выставили сейчас
Даниэле Финци Паска, это знаменитый режиссер, который работал с компанией «Cirque du Soleil», он также знаменит как
Франко Драгоне. Так вот,
какой-то клерк из фестивального отдела Росгосцирка взял и выставил Даниэле Финци Паска, как участника этой премии «Мастер». И он как-бы борется за эту премию. Но он даже не знает, что он борется, и что его выставили на эту премию…», - говорит Сергей Нестеров. Причем эта премия не подразумевает никаких премий артистам, кроме статуэтки-сувенира. Тем не менее, само проведение этого мероприятия обходится казне в огромные затраты. Нестеров привел данные по предыдущему фестивалю - 85 миллионов рублей.
Сергей Нестеров уверен, что за всем этим стоят фирмы-однодневки, так как 85 миллионов - это по тому курсу около 2-х миллионов долларов, а фестиваль в Монте-Карло обходится в один миллион.
«Фестиваль «Мастер» проводился в Сочи в пиковый сезон, когда самые высокие цены на гостиницы. Иностранцы, которые были на нем, недоумевали – зачем? Был на неделю снят самый дорогой ресторан, в котором все «гудели». Проводить такой дорогостоящий фестиваль в кризисное время, когда животные некормленные, артистам не выплачивают отпускные. Да и просто в стране тяжелая ситуация, когда людям не до цирков. Многие не получают зарплаты. И проводить такие фестивали – как пир во время чумы. Мы сколько не писали – бесполезно. Во-первых не проводился никакой тендер на проведение этого фестиваля за 85 миллионов», - возмущается Сергей Нестеров. Или другой пример: освещение прессой поездки Росгосцирка на фестиваль в Италию. «Тендер выставлен на 3 миллиона рублей. На что? Это на сопровождение СМИ?!!… 3 миллиона за 4 дня. 3 миллиона это достаточно большая сумма для освещения их поездки в Италию», - не унимается Нестеров.
Оценку всем этим действиям Сергей Нестеров дает не понаслышке, в 2011 году он занимал пост заместителя генерального директора Росгосцирка и знает о чем говорит.
Говоря о том, что негативного произошло в Росгосцирке, Нестеров начал загибать пальцы: специализированный цирковой художественно-производственный комбинат (ХПК) – не работает, костюмы - не шьются, оборудование - не производится. «А это был комбинат, который обеспечивал всем», - утверждает артист. Перестал работать центр циркового искусства. «Я сейчас туда приезжал – там тишина. Там пустой манеж! А раньше дрались за каждую минуту репетиции на нем», - рассказывает Сергей Нестеров. «Он пустой! Там нет режиссеров, там нет художников – там просто пусто. Там репетируют единичные номера. И все. Огромное здание в Измайлово», - негодует Нестеров.
Дальше Нестеров стал перечислять «пустые» обещания Гаглоева: несмотря на обещание воссоздать Совет директоров, этого так и не произошло. Этот Совет в свое время им же был разогнан. Также не был создан обещанный Гаглоевым Совет артистов, не создан годовой график/планирование гастролей. Как рассказал Нестеров, планирование гастролей, так называемый «конвейер», лет 40 назад создал Бордиан. А они (руководство Росгосцирка – ред.) разрушили эту систему, потому что нет долгосрочного планирования. Не создан «годовой маршрут». Цирковой артист, заканчивая гастроли, не знает в какой следующий город он поедет. Зачастую артист узнает пункт назначения за день до погрузки. «90% директорского состава, которые знали все нюансы планирования – были уволены, - констатирует Нестеров. - В результате 7 или 8 аттракционов с животными ушли из Росгосцирка только за прошедший год. Это большая потеря».
Нестеров перечислил артистические потери, которые понес Росгосцирк за последнее время:
- Мстислав Запашный – уволился,
- Василий Тимченко – уволился,
- Майхровский, у которого на огромную сумму был контракт в Китае, - уволился,
Шустов – уволился,
Нестеров – уволился,
- Анастасия Стыкан-Федотова – уволилась,
- Кудря – уволен,
- Герасимовы – уволены
- Нестеров - уволился...
И таких примеров масса. Это только крупные номера… За последнее время из Росгосцирка по тем или иным причинам ушло около 200 артистов.
Отвечая на вопрос о личности нынешнего директора Росгосцирка, Сергей Нестеров упомянул о компании «Кракатук».
Напомним, шоу-спектакль «Кракатук» это стилизованное под сюжет сказки Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" цирковое представление. В нем используются классические цирковые приемы детских утренников, соединение цирковых трюков с танцевальными номерами, а также необычные маски, костюмы и визуально-акустические приемы для объяснения неких вселенских философских истин. Шоу было сделано в Санкт-Петербурге 2002-2003 году. Изначально идея театрально-циркового шоу принадлежала продюсеру Олегу Чеснокову, который и пригласил для постановки питерского режиссера Владимира Могучего. Продюсерами же спектакля выступили Вадим Гаглоев, Олег Чесноков. Первый является генеральным директором Росгосцирка, а второй его заместителем.
«Это спектакль, который поставил Могучий. На любителя. Он везде «горел», он был убыточный. Возможно он должен был дотироваться, но никто этим не занимался. Был большой скандал с деньгами, поскольку около 10 миллионов они «увели» из компании. Т.е. компания вложила деньги, а они как-то «вывели» из-под компании 10 миллионов. А задолжали они компании «Росгосцирк» - 5 миллионов головной организации и около 5 доказанных миллионов филиалам. Пять миллионов они вернули в кассу Росгосцирка наличными. Вы понимаете, какое это финансовое нарушение – принять по приходникам пять миллионов рублей наличными! В этот момент Гаглоев уже был директором – его назначили с долгами в ту организацию, которой он должен. Санкт-петербургскому цирку он должен 2 миллиона, Астраханскому цирку – 2 миллиона. До сих пор не отдали. Уже прошло 3 года. Та организация, которая должна была Санкт-петербургскому цирку, уже обанкрочена и ликвидирована. А астраханскому цирку до сих пор должна АНО ЦСРТИ ЦСИ «Кракатук», которая фигурирует в финансовых отчетах. В филиалах много неподписанных договоров, актов выполненных работ…», рассказал Нестеров.
Вообще направление, заложенное в этом цирковом спектакле, - цирк без животных – сейчас фактически реализовывается в виде исхода знаменитых династий цирковых дрессировщиков из Росгосцирка и проблем с содержанием животных-артистов.
Говоря о питомнике, Сергей Нестеров рассказал, что «питомник находится в Щелково (Моск. обл. – ред.) около заправочной станции . Там же располагалось автопредприятие, которое занималось перевозкой животных. Раньше у компании Росгосцирк были свои машины, которые перевозили животных, реквизит для своих программ. Сейчас это автопредприятие уже «убито». На этой территории стоят некие клетки, ангары неотапливаемые. Туда сдаются животные. Несмотря на большую территорию, вольеры не созданы – животные сидят в клетках. Причем там даже обезьяны есть». В свое время на содержание питомника тратилось около 1,5-2-х миллионов рублей, а также вся прибыль, которая зарабатывалась автопредприятием. Плюс еще была зоовыставка, которая также обеспечивала финансирование содержания животных. Была некая попытка сделать самоокупаемое предприятие. «А сейчас это даже зверинцем не назвать… Это позор компании, - грустно констатировал дрессировщик. - А ведь в свое время он задумывался как центр воспроизводства цирковых животных». «Для меня это дикость! Я никогда не отдам ни одно животное в такие условия», - заявил заслуженный артист РФ Сергей Нестеров.
Поделитесь новостью с друзьями