•                     Мы в соцсетях  


В Приморском крае продолжается битва за причалы между ФГУП «Нацрыбресурсами» и рыбными портами



23 марта в рамках работы спецпроекта канала «Информ -24» «Морские порты России» Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов охарактеризовал текущее состояние и перспективы развития дальневосточных морских рыбных портов.
 

Георгий Мартынов (Г.М.): - Сегодняшнее состояние дальневосточных морских рыбных портов или рыбных терминалов надо рассматривать через призму решений Президиума Государственного Совета, который состоялся в октябре прошлого года, где Президент поставил конкретные задачи по развитию рыбохозяйственного комплекса нашей страны.
Один из главных приоритетов – это поставка рыбопродукции на внутренний рынок страны. Задача – поставить как можно больше качественной рыбопродукции для внутреннего рынка.
Если брать статистику вылова, то она такова – из 4,2 миллиона тонн рыбопродукции, которая вылавливается сегодня в РФ в целом за год за последние годы, 2,8 миллиона тонн добывается в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Часть рыбопродукции идет на экспорт, но остальная рыбопродукция, которая поступает на внутренний рынок страны в центральные регионы, проходит через порты Приморского края, в основном, порты Владивостока. И вот здесь у нас, наверное, самое «узкое место».
Ситуация осложняется тем, что до сих пор не урегулирован вопрос между портовиками, собственниками портовых терминалов и Федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы», в ведении которых находятся гидротехнические сооружения, то есть, причалы. В основном все причалы – это государственная собственность, и государство, на праве хозяйственного ведения, передала Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы» управление ими.
В соответствии с законом о портах, ФГУП «Нацрыбресурсы» должно передать портовым предприятиям эти причалы в аренду на 49 лет. Но, получается ситуация обратная – сегодня, в основном, во всех крупных портовых терминалах Дальнего Востока, я говорю сейчас не только про Приморский край, закончились договора аренды. И по разным причинам ФГУП «Нацрыбресурсы» не хочет заключать договора. Ситуация обострялась в 2014 году, когда Президент Российской Федерации приехал в Приморский край и мы эту проблему озвучили. Была межведомственная рабочая группа под председательством помощника Президента руководителя контрольного управления Константина Анатольевна Чуйченко, которая приняла решение доложить Президенту о том, что эти причалы надо передать в долгосрочную аренду. Президент дал поручение – оно до сих пор не выполнено.
В октябре, на заседании Президиума Госсовета, Президент опять дал поручение Правительству РФ в срок до 15 февраля рассмотреть вопрос передачи в аренду гидротехнические сооружения на правах хозяйственного ведения. ФГУП «Нацрыбресурсы» должно было передать в аренду причалы и определить порядок. Это опять не произошло.
Поэтому сегодня, к сожалению, портовые организации Дальнего Востока не могут развиваться. Более того, парадоксальность ситуации заключается в том, что по ряду предприятий ФГУП «Нацрыбресурсы» подало в суд. Пример – Владивостокский морской рыбный порт, один из крупнейших портов РФ, до сих пор не имеет договора об аренде причала, более того, сегодня идет судебный процесс по изъятию у этих портов (причалов – ред.) в ведение ФГУП «Нацрыбресурсы». То есть, фактически, порт не будет распоряжаться причалами.
С одной стороны, мы принимаем решение по созданию Свободного порта «Владивосток», но без самого первого шага. С чего начинается российский берег для российской рыбы? Конечно, с причала. Это противоречие до сих пор не урегулировано.
Что тормозится? Когда Акционерное Общество «Владивостокский морской рыбный порт», другие портовые терминалы не будут иметь в долгосрочной аренде причалы, вся инвестиционная деятельность будет ограничена. Невозможно строить холодильники, не имея в своей структуре право распоряжаться гидротехническими сооружениями. Ведь порт – это оперативная работа - порты работают 24 часа в сутки 365 дней в году и, фактически, оперативно принимать решения. Это может быть 12 часов ночи, это может в течение часа обстановка меняться, потому что это флот - море то штормит, то еще что-то и нужно принимать решения мгновенно о постановке судов. Если ФГУП «Нацрыбресурсы» заберет эти причалы, то работы не получится. Они будут планировать свою какую-то работу, портовые организации будут планировать свою – в результате происходит коллапс. Пока мы это не урегулируем, дальнейшего развития не будет.
Следующий шаг. Сегодня идет процесс по принятию в резиденты Свободного порта «Владивосток». Владивостокский морской рыбный порт на прошлой неделе определен резидентом Свободного порта «Владивосток». Вопрос – как можно быть резидентом порта, заниматься портовой деятельностью не имея в своем ведении в долгосрочной аренде причала? Более того, государство приняло решение о создании Фонда развития Дальнего Востока. Наши портовые организации подали заявки и на Первом Дальневосточном Форуме были подписаны контракты с Фондом Развития Дальнего Востока, в том числе и Владивостокский морской рыбный порт. Но, инвестирование денег из Фонда Развития Дальнего Востока в портовые и другие сооружения пойдет тогда, когда в ведении порта будут причалы. Это одно из основных требований. И тут круг замыкается: с одной стороны есть два Поручения Президента по передаче причалов в долгосрочную аренду, с другой стороны есть желание государства профинансировать это и для этого специально был создан Фонд Развития Дальнего Востока, более того, законодатели подтверждают это законом о Свободном порте «Владивосток». И одна из структур «Росрыболовства», в частности, Федеральное государственное унитарное предприятие «Нацрыбресурсы» не подписывает. Фактически, саботирует эту работу.
 Каков должен быть выход из этого – мы не знаем. Что нужно для того, чтобы исполнить уже два Поручения Президента – мы тоже не знаем. Более того, никакой логике это не поддается. Вся работа сегодня встала.
Сегодня есть желание у Владивостокского морского рыбного порта построить холодильник, есть желание у ряда других портовых предприятий построить холодильники, но с портовой структурой на Дальнем Востоке не решается. И это не только в Приморском крае, это в целом ситуация по всему Дальнему Востоку. Не знаю, как обстоит ситуация в других бассейнах, но хочу подчеркнуть, что весь основной объем рыбопродукции, который должен поступать на внутренний рынок, вылавливается именно на Дальнем Востоке и именно через порты Приморского края, потому что они имеют примой выход на Транссибирскую магистраль, через которую идет продукция в глубь страны. Тем самым, не приняв это решение, мы не достигнем самого основного посыла Президента, который сказал, что надо поставить как можно больше качественной рыбопродукции на внутренний российский рынок.
 
Кор.: - Ваши дальнейшие действия, можете сейчас рассказать или пока еще непонятно что делать?
 
Г.М.: - Во-первых, должны пройти суды, которые подало ФГУП «Нацрыбресурсы». Первые суды, мы видим практику, в ряде портовых организаций эти причалы были изъяты и сегодня они выведены из эксплуатации. Что будет дальше – надо посмотреть судебную практику, как это сложится. Мы находимся в постоянном диалоге с «Росрыболовством», с «Нацрыбресурсами», но пока какой-то конкретной договоренности мы не нашли. Более того, мы не видим как Правительство, как Министерство сельского хозяйства, «Росрыболовство» и ФГУП «Нацрыбресурсы» пытаются подготовить пакет документов по передаче этих причалов в долгосрочную аренду, как сказано в Поручениях Президента. С нами об этом никто не советуется. Поэтому, мы ждем, когда будут конкретные предложения от Правительства РФ в «Росрыболовство» по передаче, а потом будем их обсуждать.
 
Кор: - По срокам это можно как-то сейчас сказать?
 
Г.М.: - Мы находимся в постоянном жестком диалоге последние 4 года. За 4 года нисколько не сдвинулась, нисколько не изменилась.
 
 
Для справки, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) и другие порты Приморского края рапортуют о растущей динамике рыбного грузопотока. Между тем существующих холодильных мощностей в перспективе может оказаться недостаточно.
Как заявил гендиректор ОАО «ВМРП» Алексей Златкин, «сейчас холодильник Владивостокского морского рыбного порта, построенного 40 лет назад, имеет емкость в 15 тыс. т. Акционеры ОАО «ВМРП» решили осуществить проект создания специализированного холодильно-складского комплекса емкостью около 35 тыс. т и мощностью перевалки свыше 500 тыс. т в год. Новый комплекс будет построен на месте холодильника №?1, который уже давно выведен эксплуатации». Со слов руководства порта, строительство нового холодильника планировалось начать в июле 2016 года и ввести в эксплуатацию в 2017 году, однако ситуация с долгосрочной арендой причалов ставит под угрозу срыва данные планы.
ФГУП «Нацрыбресурс», который сдает в аренду 152 гидротехнических сооружения, приносящих ежегодно свыше 180 млн руб. (в целом по России), и получающий из бюджета на реконструкцию и модернизацию рыбных терминалов значительный средства (например, только на сооружение нового рыбного терминала в Петропавловске-Камчатском в федеральном бюджете предусмотрено свыше 1,2 млрд руб) по непонятным причинам не намерен передавать в долгосрочную аренду на 49 лет этот актив арендаторам.
 
Напомним, в апреле в Арбитражном суде Приморского края будет рассматриваться иск ФГУП «Нацрыбресурс» к ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» об освобождении имущества, то есть о запрете пользования причалами.
Аналогичный иск к Находкинскому рыбному порту «Нацрыбресурс» недавно выиграл ??в первой инстанции.
 
Из опубликованной в СМИ информации, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», несмотря на отсутствие договора аренды (прежний закончился в 2011 году), ежемесячно перечисляет за пользование причалами миллионы рублей, а также регулярно требует заключить договор аренды на основании независимой оценки, назначенной арбитражным судом. За 2008–2015 годы ОАО «ВМРП» выплатил в виде арендной платы в бюджет ФГУП «Нацрыбресурс» более чем 200 млн. рублей. Однако «Нацрыбресурс», как утверждается в публикации информагентства «ДЕЙТА.РУ», за этот период ни рубля не вложил в ремонт причалов, в то время, как портовики инвестировали более 35 миллионов на эти цели. Согласно итогам контрольно-инспекторского обследования (КИО) специалистами ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота» (ОАО «ДНИИМФ) от 31 марта 2015 года, состояние причалов оценивается как «годное». Средний физический износ сооружений составляет 22-27 процентов, общее техническое состояние оценивается как удовлетворительное. Такой результат достигнут исключительно благодаря усилиям арендатора причалов, без малейшего государственного участия.
Основной претензией ФГУП "Нацрыбресурс" к владельцам порта «ВМРП является то, что, якобы, идет перепрофилирование порта на перевалку иных товаров и грузов.


Поделитесь новостью с друзьями




Еще по теме:
Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019 Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019
Объектами исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти

Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019 Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019
В весеннем «губернаторопаде» административные выводы полностью совпали с негативным отношением к работе увольняемых со стороны абсолютного большинства экспертов. Отсюда такое уникальное футурологическое попадание. Есть все основания поздравить экспертов «Национального рейтинга» с исключительно квалифицированной работой!

Государственный портовый контроль в морских портах России осуществляется за счет финансовых средств судовладельцев Государственный портовый контроль в морских портах России осуществляется за счет финансовых средств судовладельцев
Евгений Валентинович Селюков провел краткий анализ ситуации, связанной с финансированием государственного портового контроля.

Госрегистрация российских морских портов превращена в профанацию Госрегистрация российских морских портов превращена в профанацию
На сегодняшний день работа чиновников Росморречфлота при выполнении государственных функций по ведению Реестра морских портов Российской Федерации больше напоминает профанацию и очковтирательство, что представляет реальную угрозу для мореплавателей, вводя в заблуждение судовладельцев и грузовладельцев недостоверной информацией.

Кто управляет работой морского порта? Кто управляет работой морского порта?
В редакцию «Информ-24» поступил аналитический материал с критикой законодательного и нормативного-правового регулирования деятельности российских морских портов, которую автор Евгений Селюков определил как «мутный омут».

Читайте также:
«ШАШЕЧКИ ИЛИ ЕХАТЬ?!»
  • 12 сентября 2024
  • 16:45


1 сентября 2023 года вступил в силу закон «О такси». Его действие на себе ощутили и пассажиры, и водители. Цены на такси выросли. Отрасль покинули сотни тысяч самозанятых. Многие ушли в тень. Что с этим делать 19 сентября будут решать депутаты всех фракций, представители ведомств и участники рынка на расширенном межфракционном заседании в Госдуме.
В Госдуме прошел Круглый стол на тему «Бренд российского производителя как фактор повышения инвестиционной привлекательности»
  • 12 сентября 2024
  • 13:57


В Госдуме прошел Круглый стол на тему «Бренд российского производителя как фактор повышения инвестиционной привлекательности» под руководством председателя Комитета по экономической политике Наумова С.А.
Новые меры против нелегальной миграции: ужесточение наказаний и ответственность для должностных лиц
  • 11 сентября 2024
  • 19:44


Комиссия Госдумы по вопросам миграционной политики направила в Верховный Суд и Правительство РФ итоговые версии законопроектов, разработанных для борьбы с нелегальной миграцией.

информ-24,дума, Госдума новости, парламент, государственная дума, новости, Васильев, Зюганов, Миронов, Жириновский, Резник, новости дня из госдумы,законодательство, политические заявления, актуальный репортаж, культура, общество, экономика, аналитика, борьба c коррупцией, политика, здравоохранение, наука

Наверх