Сюжет редакции «Inform-24» от 23 апреля с первым заместителем председателя комитета Госдумы Михаилом Брячаком (СР) о ситуации в российских портах вызвал дискуссию среди экспертов, морской общественности, да и просто неравнодушных граждан.
Интерес понятен: сегодня, когда все вынуждены считать и экономить, портовое хозяйство выглядит как «чёрная дыра» для российского бюджета и налогоплательщиков, в том числе, и в части формирования конечной цены на товары и продукты питания.
В интервью корреспонденту «Информ-24» свою оценку происходящему в российских портах дала эксперт, руководитель московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова.
Кор: -Мы брали интервью у Михаила Брячака, он нам рассказывал о ситуации с портовым хозяйством и о том, что ежегодно бюджет мог бы получать 2 триллиона рублей. И мы знаем, что эффект от этого его интервью был.
Анна Горнова: -Реально, что сюжет на «Информ-24» о ситуации в российских портах вызвал широкую дискуссию среди экспертов морской общественности, а так же среди простых граждан.
Те цифры, которые озвучивал первый зампред Комитета Михаил Брячак о 2-х триллионах потерь российских рублей только по части таможенных оформлений документов – это, конечно, вопиющая ситуация. С учетом того, что до сих пор не разработан единый электронный документооборот в портах. Из года в год на это выделяются средства из бюджета, из кармана наших налогоплательщиков, а «воз и ныне там». И ситуация не меняется из года в год.
Наши порты не хотят быть прозрачными. Здесь дело не в том, что нужны новые законодательные акты или какие-то меры – достаточно посмотреть и провести ревизию всего того, что уже принято. И здесь мы видим явное неисполнение законодательства. Причем, уже десять и двадцать лет. К примеру, раздельному учету доходов и расходов по всем видам портовых услуг уже давно решено быть. Приняты соответствующие законы. В 1995 году, в 2007 году, в 2008, в 2013 году. Это подтверждено. Однако же эти законы Минтрансом до сих пор не исполнены. Сегодня нужна методика ведения раздельного учета. ФСТ не может эту методику разработать. Потому, что Минтранс не выполнил всего предыдущего. Эксперты заявляют, что в такой ситуации вести эффективное портовое хозяйство, с четким пониманием себестоимости портовых услуг, отчислений на инфраструктуру, развитие – все знают, в каком состоянии у нас сегодня порты, в каком состоянии сегодня флот,- не представляется возможным. Между тем, стоит отметить, что в портах непосредственно формируется себестоимость услуг и не только услуг, но и продуктов питания, которые везутся через порты.
Приведу яркий пример того, что наши порты не хотят открываться и быть открытыми. Давным-давно уже решено, что в портах должен вестись раздельный учет доходов и расходов по всем видам портовых услуг. Однако этого нет.
Для сравнения приведу сферу ЖКХ. Каждый житель, каждый потребитель услуг понимает, на что и как тратятся коммунальные платежи. По счетчику видно, как мы платим за свет, за воду, за газ и так далее. А в портах же есть огромный перечень портовых сборов, которые идут в один котел без раздельного учета. Здесь и лоцманский сбор, причальный сбор, экологический сбор, навигационный сбор и таких порядка десятка сборов.
Кор: -Адекватны ли цифры, которые они платят? Столько ли надо платить и куда это потом все уходит?
Анна Горнова: -Просчитать убыточность одних услуг, чрезмерную рентабельность других нереально. Соответственно, эффективно наладить портовые хозяйства не представляется возможным.
Кор: -Не мимо ли они идут кассы все?
Анна Горнова: -В том-то и дело. Это один момент. Причем, если проследить хронологию, то получается следующее – в 2007 году был принят закон о морских портах, так же были внесены отдельные изменения в отдельные законодательные акты, затем был принят 147-ой закон о естественных монополиях. Даже вот как – Закон о естественных монополиях был принят в 1995 году, в 2007 году был принят Закон о морских портах, а затем эти решения были подтверждены в 2008 году и в 2013. Были приняты два постановления правительства – 293 и 707 о ведении раздельного учета доходов и расходов в российских портах. Однако, все эти нормативы не выполнены на сей момент.
Кор: -А кто тормозит?
Анна Горнова: -За все это ответственен как раз профильный Минтранс. Ситуация не двигается все эти годы – постановления «ходят по кругу».
Кор: - Минтранс тормозит и здесь…
Анна Горнова: - Вся эта сфера в ведении Минтранса находится.
Есть еще один вопрос, который указывает опять в сторону Минтранса. Сейчас ряд предприятий и предприниматели переходят на саморегулирование. На саморегулирование пожелали перейти и ряд предприятий, оказывающих портовые услуги – лоцманские организации, бункеровочные и экологические. Но опять все упирается в позицию Минтранса. Законопроект по лоцманам внесен в конце 2014 года и лежит без движения. Позиция Минтранса – против конкуренции среди лоцманских услуг. Хотя, если мы посмотрим на 147 закон о естественных монополиях и Конституцию РФ, там четко и ясно написано, что нельзя противодействовать экономически обоснованному переходу естественных сфер в условия конкурентного рынка. Однако, это подчеркивает и Федеральная антимонопольная служба, вопрос с места не сдвигается. Одно постановление с 1995 года не выполняется, сейчас вот и конкуренция…
Двадцать лет уже не выполняется…
Да. Мы видим, что два серьезнейших вопроса – это невыполнение законодательства и противодействие развитию конкуренции – это то, что мешает и тормозит наши порты, и не дает сделать шаг вперед по сравнению с мировыми аналогами.
Хотела привести цитату одну из российской истории. Еще князь Петр Долгорукий в своей книге «Правда о России писал»: «…одно из общих заблуждений наиболее распространенных заключается в том, будто русский царь – самодержец. Великое заблуждение. На самом деле царь только сочинитель законов, иногда даже просто издатель их. И не в его власти заставить исполнять эти законы. Если закон, царем изданный, полезен интересам чиновной орды, министрам или царской дворне, то вы можете быть уверены, что он будет исполнен с замечательным усердием. Если он не приносит им никаких выгод, то он будет исполняем плохо и нерадиво. А если он наносит ущерб их интересам, то можете быть уверены, что этот закон никогда и ни под каким видом исполнен не будет. Но из этих трех властей самая могущественная чиновная орда. Это нравственная язва России…».
И действительно, в России мало что изменилось с той поры. Мы видим – ситуация аналогичная. Чиновная орда, живущая на деньги налогоплательщиков, продолжает работать и разорять и тормозить Россию. Однако, хочется верить, что на этот раз регионы и депутаты не отступят. И Парламентский народный контроль задает вопрос – когда же наша Счетная палата начнет считать в российских портах.
Поделитесь новостью с друзьями