Глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что ЦБ озаботился разработкой «стрессового» сценария на случай неблагоприятного развития ситуации в стране. Эту новость прокомментировал
заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству депутат от фракции КПРФ Николай Арефьев.
«Как и следовало предполагать, «экономический Армагеддон» наши монетарные власти связывают с обстоятельствами непреодолимой силы. А именно - с резким снижением цен на нефть», - отметил он. Депутат напомнил, что в последнее время нефть сильно подешевела, сейчас её цена ниже 88 долларов за баррель. Соответственно дешевеет и рубль. Но ЦБ не собирается бороться за «живучесть» курса российского рубля и планирует с 1 января будущего года отпустить его в «свободное плавание». Это объясняется желанием сэкономить на черный день резервные нефтедоллары, отказавшись от интервенций на валютном рынке. При этом глава Минфина Антон Силуанов уже попросил депутатов предусмотреть в законодательстве возможность привлечения денег на покрытие бюджетного дефицита из Резервного фонда.
Арефьев уверен, что ситуация в России вызвана не столько внешними факторами, сколько неудачной кадровой политикой. «У нас экономиста поставили в банк, а финансиста на экономику. Отсюда все беды – экономика сваливается в рецессию, денег ждать не откуда. Наши либералы в правительство молятся только на нефтяные цены. Хотя все государства развивают товарное производство, чтобы не зависеть от спекулятивного рынка. Но у нас со времен Гайдара–Кудрина проводится одна и та же политика – главное, это спекуляции, а реальный сектор экономики только мешает. Честно говоря, я не вижу особой трагедии в том, что курс рубля падает. В течение последних десяти лет наши власти держали курс доллара на искусственно завышенном уровне. По моим прикидкам, доллар сегодня должен стоить примерно 120 рублей. А мы загнали его в 30 рублевую зону. Потребитель выигрывал, реальный сектор медленно умирал», - считает депутат.
Он также полагает, что для стабилизации ситуации в России надо выйти из ВТО. «Я сейчас как раз сижу с бюджетом и вижу, что у нас от этой авантюры одни убытки. В главном финансовом документе страны заранее (!) прописаны убытки от ВТО. То есть для наших властей это не было неожиданностью. Соответственно, нам нужно оттуда не выходить, а бежать опрометью. Далее, я читаю прогноз социально-экономического развития страны. Оказывается, правительство запланировало нам экономический спад. Публично власти разглагольствуют об импортозамещении, промышленной политике и так далее, но, получается, думают совершенно о другом. Например, сокращают и без того тщедушные инвестиции в сельское хозяйство, ликвидируют последние программы по поддержке АПК – чем мы будем замещать импортное продовольствие? Судя по всему другим – вместо западного придет китайское и латиноамериканское. То же самое в промышленности. Власти снижают объемы госинвестиций, делая ставку на вложения частного сектора, который у нас и так обескровлен, а западные кредитные линии заморожены. Складывается такое впечатление, что наши «светлые умы» из правительства Медведева играют в угадайку. В прошлом году они не смогли предсказать ни одного текущего показателя, думаю, точность прогнозов на ближайшую трехлетку тоже будет оставлять желать.
Допустим, на треть увеличили военный бюджет. В целом, я не против – Сердюков буквально разгромил нашу армию, теперь приходится ее поднимать. Это тем более актуально в свете растущих внешних угроз. Но вы меня извините, еще плюс один триллион - это чересчур. А почему не пустить хотя бы часть на многострадальное сельское хозяйство – продовольственная безопасность, как мы имеем возможность убедиться после начала санкционной войны, не менее важна, чем военно-политическая», - отметил депутат.
Также он уверен, что ставка рефинансирования в РФ безбожно завышена, поэтому предприятиям приходится занимать деньги за рубежом, где более низкий процент. «Потом проценты возвращаем нашим западным конкурентам. Нет доступных кредитов, зато в золотовалютной кубышке без движения валяются сотни миллиардов долларов. Чтобы если бизнесмен захотел построить завод, ему дали миллиард рублей на пять лет под 3-4%. У нас об этом даже мечтать невозможно. Тебе дадут под 20% и не миллиард, а сто миллионов, да еще с массой ограничений. Отсюда убыточность любого бизнеса в России, если он не связан с экспортом сырья. Нерентабельность, кстати, связана еще и с невысокой производительностью труда. О какой производительности труда можно говорить, если люди почти даром «прихватизировавшие» советские предприятия, не развивают производство, а извлекают сверхприбыль по принципу «а завтра хоть трава не расти». У нас численность сотрудников Газпрома выросла в полтора раза. При этом производительность труда в 15 раз ниже, чем в аналогичной фирме в США. А откуда взяться инвестициям в ее повышение, если зарплата некоторых топ-менеджеров государственных компаний, если верить СМИ, составляет чуть ли не миллион в сутки?! Это напоминает ограбление предприятий, причем законным путем. Не один специалист не может обладать такой квалификацией, чтобы зарабатывать миллион в сутки.
Еще один принципиальный момент – мы никогда не запустим импортозамещение без национализации нашей торговли. Основной вывод капиталов осуществляется нашими торговыми организациями, которые сегодня на 90% либо принадлежат иностранным собственникам, либо зарегистрированы в оффшорах. Мы все знаем эти чужие сетевые бренды – «Ашан», «Метро», «ИКЕА» и другие. Они принципиально завозят импортную продукцию и не ставят на полки российскую. Продали свою, прибыль вывезли. То есть нам ширпотреб, им деньги. Так давайте вернем все работающие у нас торговые компании в российскую юрисдикцию, чтобы они не были филиалами зарубежных торговых предприятий. Наши крестьяне сидят на дорогах, продают с обочины, а западные фермеры реализуют у нас свою продукцию в зеркальных супермаркетах.
Мы платим около 60 млрд. долларов в год по процентам по иностранным займам. Если бы такие кредитные ресурсы оставались внутри страны, проценты получало бы наше государство или российские банки. А так мы спонсируем чужого «дядю Сэма». Наши власти собираются брать очередной заем на Западе размером в 7 млрд. долларов под 5,7%. Зачем залезать в эту долговую кабалу? Да вы лучше верните наши деньги, которые размещены в тех же американских бумагах под менее чем 2%.», - заключил парламентарий.
Поделитесь новостью с друзьями