3 октября на заседании Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" эксперт Центра, почетный адвокат РФ, Лев Лялин заявил, что обвинительный уклон в нашем правосудии начинается не в зале суда, а при проведении проверки оперативных материалов следователем и дознавателем.
В качестве примера он привел дела о налоговых преступлениях. Суд дает четкий тренд – все должно быть доказано в суде, и должны быть конкретные документы, доказывающие вину обвиняемого. Но, как отметил Лялин, это правило не распространяется на иные категории экономических преступлений, при том, что все экономические преступлений в основном «бумажные» и доказательства вины обвиняемого должны быть представлены документально.
Также закон содержит положение, что суд обязан опросить свидетелей, назначить экспертизы по ходатайству обвиняемого, если обстоятельства, которые должны быть установлены этими доказательствами, имеют определяющее значения для уголовного дела. «Но кто определяет, что эти доказательства имеют значение для уголовного дела? Обычно это лицо, которое собирает доказательства для представления в суд обвинения и считает, что факты, на которые ссылается обвиняемый, не имеют значение для уголовного дела. Поэтому необходимо исключить эту оговорку из законодательства» – подчеркнул эксперт.
Лев Лялин предложил, чтобы оговорка «если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела» в ст.159 ч.2 УПК РФ (Обязательность рассмотрения ходатайства: ч.2 При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.) была исключена. Это позволит восстановить состязательность уголовного процесса.
Поделитесь новостью с друзьями