23 июля - Всемирный день китов и дельфинов.
Президент Центра защиты прав животных "ВИТА" Ирина Новожилова рассказала Информ–24 об опасностях дельфинариев и возможностях перехода к экопрограммам наблюдения и общения с животными в естественной природе.
- Начну с того, что именно киты и дельфины тяжелее всего переносят неволю. Все животные плохо переносят неволю. Но виды, которые перемещаются в пространстве за счёт эхолокации, они наиболее тяжело переносят плен бассейнов. К тому же эти животные высокосоциальные, живут стаями, семьями, проплывают 150 км. в день. Их пленение - это неимоверно жестоко, и весь мир находится в тенденции уходить от содержании этих млекопитающих в неволе. В России подвижки тоже есть, общественность уже этот вопрос услышала, у нас порядка 110 групп в соцсетях, которые в разных городах.
Со своей стороны мы идём по пути запросов. И нам отвечают. Что касается передвижных дельфинариев, то они априори нарушают огромное количество норм - санитарных, гигиенических, ветеринарных. Шесть профильных структур вынуждены нам отвечать, из чего у нас сложилась картина, что это одни сплошные нарушения. Ведь передвижные дельфинарии - это каркас, воздвигаемый за 4 дня с куполом из горючего пластика, что с точки зрения пожарной безопасности не безопасно. Все эти 4 дня дельфины находятся без движения в ёмкостях размером с тело, где не могут повернуться. Точно также их перевозят в похожих на гробы контейнерах.
Когда они находятся в дельфинариях, речь идёт и о стационарных и о передвижных дельфинариях, то там имитант океанической воды, где используется соль гипохлорит натрия. Т.е. со всех сторон это явление надо запрещать. Это не безопасно и для людей, Чтобы они понимали, что будут плавать в очень небольшом пространстве, где буквально продукты жизнедеятельности этих животных присыпаны хлоркой. У нас есть общие заболевания, они относятся к онковирусам. Например, папиллома человека, которым уже болеют дельфины и это опасно для людей.
Сегодня в России 50 дельфинариев, 6 из которых ещё строятся. Странно, почему повсеместно нарушается постановление Правительства № 156, которое запрещает отлов дельфинов в коммерческих целях. Находят лазейки – по квотам ловят одни, получая квоты на научные цели, а затем во временное пользование передают их другим. Постановление действует с 1996 г., но люди нашли лазейки, чтобы делать бизнес.
Если мы возьмём, к примеру, вид занесённый в Красную книгу – дельфин афалина, который чаще всего используется в наших дельфинариях, то продолжительность его жизни в природе порядка 50 лет, в условиях неволи в дельфинарии – это 5 лет. Почему так? Гипохлорит натрия при взаимодействии с водой образует хлорноватистую кислоту, а она уже, взаимодействуя с продуктами жизнедеятельности животных, образует те самые страшные хлорорганические соединения, которые жгут дельфинам кожу, глаза, приводят к дисбактериозу кишечника. А дальше, когда их лечат антибиотиками, полностью отказывает печень, и животные отказываются от еды. Если они рождают детёнышей в неволе, то крайне высока смертность, и мы получаем животных с очень искажённым генофондом.
Я рада, что органы власти видят, как эта проблема уже довольно широко обозначилась. И 6 профильных структур – это Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Природоохранная прокуратура, департаменты природопользования по городам, и обычная прокуратура, эти структуры доносят до властей тревожные факты. Они не могут ответить на вопросы - где карантин, почему он не выдерживается при въезде/выезде из города (это 30 дней), где дезинфекционные барьеры? Всё это делает этот бизнес нерентабельным. А по факту мы видим их сегодня на выезде из одного города, а на следующий день они мастерят каркас уже в другом городе.
В преддверии 23 июля Всемирного дня китов и дельфинов хочу сказать людям, что мы живём в удивительное время, когда вся планета уходит от концепции антропоцентризма (всё для человека, всё остальное - сырьё). Эта концепция завела нас в тупик. Надо переходить к биоцентризму. Движение за права животных в мире сегодня мощное. И раздел идёт не по странам, он идёт внутри человека. Каждый должен осознать, что ради своего эго, ты хочешь придти в дельфинарий, и там посмотреть на этих несчастных пленников в заточении, которые за это вынуждены платить столь разрушительную цену! И всё это зависит от тебя! Ты голосуешь кошельком! А ведь есть все возможности уходить от этих сценариев. У нас в Москве несколько минут плавания в бассейне с дельфином стоит порядка 10 тыс. рублей. То же стоит билет на Камчатку, где можно поучаствовать в экопрограммах наблюдения за животными в естественной природе. У нас есть такие программы на Белом море, на Чёрном море, на Дальнем Востоке.
Аргумент с дельфинотерапией уже к счастью развенчан. Его основательница Бэтси Смит на весь мир заявила, что это был не более чем рекламный трюк. Здесь надо понимать, что да, взаимодействие человека с этими животными несёт положительный заряд, но когда они находятся в естественной среде, А когда это страдающее больное животное с обожжённой кожей находится на пятачке в несколько метров, оно не просто не может подарить ту радость, которая могла бы быть в природе. Оно может быть даже агрессивным. Не так давно у меня состоялся разговор с редактором одного из российских каналов. Для неё был шок, когда она получила удар по позвоночнику, после чего её на Скорой увезли из дельфинария и несколько месяцев пришлось лечиться. Такие случаи есть. Мы собираем статистику. В Европе в 2011 г. эксперты по морским млекопитающим признали, что содержание китообразных в неволе приводит к изменению их физиологии и всей линии поведенческих реакций.
В заключении подчеркну, что движение в России есть, со стороны общественности понимание есть. Мы ждём закон, чтобы наши чаяния были услышаны.
Поделитесь новостью с друзьями