13 июня в информационном агентстве «Росбалт» прошла пресс-конференция, посвящённая рассмотрению во втором чтении Федерального закона «Об ответственном обращении с животными».
На ней присутствовали президент Благотворительного фонда помощи животным «Большие сердца», юрист Анастасия Комагина, координатор Движения Реалистической зоозащиты, основатель Общественного приюта для животных в городе Петрозаводске Владимир Рыбалко, а также кинолог, публицист и общественный деятель Елена Типикина.
Открывая пресс-конференцию Анастасия Комагина перечислила проблемы, вызываемые бродячими животными: это сбивание в стаи и последующая агрессия на людей и других животных; провоцирование ДТП; нападения на велосипедистов; опасность для инвалидов, которые пользуются собаками-поводырями. В последнем случае, нападая на собак-поводырей, стая бродячих собак может оставить инвалида без единственной помощи в передвижении на улице. По мнению Камагиной, такая сакрализацией прав бездомных собак, идет вразрез с идеей создания комфортной среды обитания людей. Анастасия Комагина считает, что в данной редакции закон ухудшит положение и людей, и животных, представляя интересы только радикальных зоозащитников и коррупционеров.
Участники пресс-конференции высказали свои разногласия с так называемыми радикальными зоозащитниками, к которым они причисляют, в частности, актёра и общественного деятеля Леонида Ярмольника. По убеждению радикальных зоозащитников, государство должно отменить усыпление здоровых животных, оставив только стерилизацию и дегельминтизацию (ОСВ: отлов, стерилизация, возвращение).
Владимир Рыбалко отметил, что как раз такие радикальные зоозащитники и участвовали в разработке текста закона. Рыбалко отметил, что в городе, где большинство собак являются владельческими, либо бывшими владельческими, программы ОСВ не могут быть основными, поскольку они легализуют выбрасывание владельческих собак на улицу. Он привёл статистику Москвы, когда такая практика применялась с 2001 по 2008 гг., и отметил, что проблему бродячих животных она не решила. В Москве она была свёрнута после смерти человека, загрызенного бродячими собаками. Бродячие собаки не стали менее агрессивными, и кинолог Елена Типикина считает, что животных для начала необходимо содержать в муниципальных приютах, проведя им необходимые процедуры и выдержав карантин в течение месяца, после чего заботу об этих животных должны взять добровольцы, забирающие их к себе, или общественные приюты. Тратить колоссальные суммы на пожизненное содержание таких животных в муниципальных приютах Типикина считает нецелесообразным. Также она вспомнила молниеносную реакцию на массовое отравление собак в Щёлково, когда в пятницу ночью догхантеры устроили свою акцию по уничтожению собак, а уже в воскресенье в Щёлково был организован (и согласован) митинг против догхантеров. Учитывая, что плакаты были сделаны вполне промышленным способам, а митинг был согласован заранее, Типикина считает, что в этом случае имела место провокация со стороны радикальных зоозащитников. Однако, по мнению Елены, необходимо разъяснять свою точку зрения не представителям власти, а людям, чтобы они чётко осознавали, что, отменив усыпление, догхантерам развяжут руки, поскольку стаи собак, даже стерилизованных и прошедших вакцинацию, не лишаются агрессии. Стерилизованные собаки лишаются только одного вида агрессии: по половому признаку. Количество же покусов, согласно статистике, приведённой Типикиной, после стерилизации в отношении людей увеличивается на 20-30%. Гадить на газоны бродячие животные не перестанут, а это означает, что чистота города, даже при условии дисциплинированных хозяев домашних животных, останется прежней. Это грозит разнесением опасных заболеваний через собачьи фекалии, например, лептоспироза.
Что касается предпосылок возникновения догхантеров, Елена Типикина считает, что есть три вещи, отключающие разум и включающие агрессию: самозащита, защита детей, защита домашних животных. Человек зачастую инстинктивно бросается защищать своих детей или своих домашних животных от стаи бродячих, и его реакция может сыграть роковую роль, а по новой редакции закона при убийстве животного может наступить уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. Также, если продолжать логику новой редакции закона, можно прийти к заключению, что крыс тоже нужно не убивать, а стерилизовать, вакцинировать и отпускать на волю. Типикина также напомнила о потенциальных вспышках бешенства в стаях, а это не сколько санитарно-эпидемиологическая, сколько экономическая опасность. По статистике, в России бешенством ежегодно заражаются 5-6 человек, то есть, вероятность заразиться бешенством у среднестатистического москвича ничтожен, а вот шанс попасть под санитарно-ветеринарный международный карантин, когда на территорию России не сможет заехать ни одна фура с продуктами, увеличивается.
Далее Елена Типикина привела расценки на стерилизацию бродячих собак по Москве. По статистике Мосгордумы, на стерилизацию каждой бродячей собаки потрачено около 17 тысяч рублей, что вчетверо больше, чем в среднем по ветеринарным клиникам. Миллиард рублей потрачено Мосгордумой на определение численности бродячих животных, но от этого их меньше не стало. А если разделить эту сумму по всей России, то могла быть кастрирована половина всех российских собак, включая владельческих. Что касается приютов пожизненного содержания, то вспомнился приют «Бано Эко», где животные умирали от голода и жажды, попутно заражая друг друга всевозможными инфекциями.
Поделитесь новостью с друзьями