5 марта корреспондент «Информ-24» побывал в деревне Аксёново в Волоколамском районе Московской области по вопросу, связанному со сносом домов, оказавшихся в зоне безопасности магистрального газопровода.
Во времена Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточённые бои, и на границе деревни стоит памятник на поле рядом с братской могилой воинов, захороненных рядом. Коснулась война и родственников некоторых из жителей и дачников. В этом доме немцы сожгли согнанных жителей, после чего все последующие попытки построить дом заканчивались пожаром, и место уже считается «нехорошим».
Газопровод «Серпухов-Ленинград», отрезок которого проходит по границе Аксёново, был введён в эксплуатацию в 1960 году, то есть спустя почти полтора века после основания деревни. Построен он был по старым СНиПам, однако после 1985 года по программе восстановления вымирающих деревень было дано разрешение на строительство новых домов.
И вот совсем недавно компания «Газпром-Трансгаз Москва» стала подавать иски о сносе домов, возраст которых превышает 100 лет!
Напомним, что самостроем называются все строения, попавшие в охранную зону и зону минимальных расстояний трубопровода и сносятся за счет их владельцев.
По логике Газпрома, «самострой» жители Аксёново спланировали почти за 150 лет до прокладки труб, чтобы создать опасность существованию трубопровода! Причем «самостроем» будут являться и братская могила, в которой захоронено 1301 человек, имена из которых известны только у 471 бойца, а также памятник воинам 331-й стрелковой дивизии 20 Армии, погибшим при освобождении деревни Аксёново от немецких войск в январе 1942 года. К слову, памятник возведён за год до прокладки трубопровода.
Андрей Попов, один из владельцев домов в деревне Акёново, рассказал, как его тестю, Николаю Шарихину, в сентябре 2016 года пришёл иск с требованием сноса всех построек на его участке. Самое интересное, что повестка пришла не по адресу проживания Шарихина, а на участок, на котором, кроме этого сарая, ничего не находится.
Необходимо обратить внимание ещё на одну подробность. Дом, который стоял на участке родственников Николая Шарихина, был снесён недавно, однако суд зацепился за то, что раздел дома (который был построен в 1924 году) по наследству осуществлялся после даты прокладки газопровода.
Кроме Николая Шарихина, под снос попадают практически все дома на исторической улице Ясная горка, из которой раньше и состояла деревня Аксёново, а также шесть домов на улице Нижняя, которая также является исторической.
Андрей Попов и его супруга Ирина Карасёва обращались во все инстанции, писали письмо в Администрацию Президента, приложив «Положение о территориальном планировании», документ под номером 816-р от 6 мая 2015 года, где указом Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева планировалась реконструкция целого списка магистральных трубопроводов, в который входит и газопровод «Серпухов-Ленинград», причем с переносом участков трубопроводов, расположенных с нарушением зон минимальных расстояний.
Однако, 14 февраля 2017 года Андрею Попову пришёл ответ, что до 2020 года реконструкция участка газопровода, проходящего по границе деревни Аксёново, не планируется. Из Волоколамской городской прокуратуры, куда тоже был отправлен запрос, пришёл ответ с предложением обратиться в Волоколамский районный суд.
Администрация Волоколамского района, проходящая по делу в качестве третьего лица, на заседание не явилась.
Ситуация получилась двоякая: владельцы домов, находящихся в зоне минимальных расстояний, построившиеся в 90-х годах, могут подать в суд на администрацию, как выдавшую разрешения на строительство. Иная картина у владельцев домов, которые были построены задолго до строительства газопровода. На какой машине времени слетать в прошлое, например, Николаю Шарихину, чтобы предугадать, что много десятилетий спустя рядом с его участком будет проложен газопровод, являющийся объектом повышенной опасности и подложить «соломку»? А заодно понять - к кому предъявлять претензии?
Поделитесь новостью с друзьями