
Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Речь фактически идет о сокращении числа людей, которые проживают в «чернобыльской зоне» путем пересмотра степени загрязнения территории, и, соответственно, пересмотре границ «чернобыльской зоны».
Представитель правительства, зам. министра МЧС Владимир Артамонов заявил, что часть земель, считавшиеся загрязненными уже можно использовать для хозяйственной деятельности. По его словам, сегодня социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации составляет 40 млрд рублей. Конечно, хорошо бы, чтобы средств тратилось меньше. Но речь не идет об отказе от поддержки граждан, а только об «усилении адресности и единообразия применения норм закона, а также об урегулировании возникающих спорных вопросов при назначении (прекращении предоставления) мер социальной поддержки, в том числе назначенных на определенный срок, при изменении границ зон радиоактивного загрязнения». Дело еще и в том, что некоторые граждане уже после катастрофы переселились в «чернобыльскую зону» и получают меры социальной поддержки. И, главное, ограничений на выдачу им соответствующих удостоверений сейчас не предусмотрено. А ведь это влечет за собой, отметил зам. министра, необоснованное назначение мер социальной поддержки. Изменения, вносимые сейчас, позволят урегулировать данный вопрос.
Документ также предлагает конкретизировать, что плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Олег Лебедев (КПРФ) спросил: Можно ли гарантировать, что социальная поддержка граждан не уменьшится?
Артамонов ответил так: «Все усилия, и не только МЧС, направлены на то, чтобы сделать прозрачной процедуру пересмотра границ зоны радиоактивного загрязнения. Последняя процедура проводилась в октябре 2015 год. Тогда был изменён перечень населённых пунктов, находящихся в границах зоны. Из него были исключены 558 населённых пунктов, ещё 383 пункта в связи с изменением радиационной обстановки были переведены в зоны с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения.
Геннадий Скляр (ЕР) считает, что после Чернобыля прошло 40 лет, это достаточный срок, чтобы думать не только о мерах социальной поддержки, но и об экономическом развитии территорий. Он рассказал, что в его калужской области есть три крупных района, которые находятся в зоне и область много делает, чтобы там разместить новые предприятия, в том числе сельскохозяйственные.
Николай Коломейцев (КПРФ) заявил, что «мы легковесно подходим» к проблемам. И спросил: «Кто-то получил Нобелевскую премию об ускоренном разложении радионуклидов?» Он считает, что просто сейчас «мы начинаем минимизировать». По его словам, сокращение финансирование Гидромета привело к закрытию ряда станций, которые следили за ситуацией на зараженных территориях. Он также поправил Скляра, подчеркнув, что катастрофа произошла не 40 лет назад, а 30!
Депутат заявил, что КПРФ такой закон не поддержит.
Михаил Тарасенко (ЕР) подчеркнул: «мы не ставим задачу, чтобы кто-то получал необоснованные льготы, мы хотим, чтобы льготы получали те, кому положено. А многие получают необоснованно, просто переехав в зону».
Артамонов пояснил, что у цезия-137 период полураспада 30 лет, значит, его уже в два раза меньше стало, стронций вообще исчез. Что касается тяжелых радионуклидов, то у них период полураспада около миллиона лет, и заглядывать так далеко нецелесообразно. «Идут естественные процессы. И мы обязаны пересматривать границы загрязнения», - отметил он.
Поделитесь новостью с друзьями