В ходе дискуссии по итогам состоявшегося 15 августа Президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей читатель портала «Морские порты Информ-24»
генеральный директор ООО «Рибойл Комплекс» Татьяна Александровна Преснякова вновь подняла тему о создании на реках России баржебуксирной системы, которая могла бы конкурировать с РЖД по тарифам и по скорости передвижения, и взяла бы на себя часть автотранспортных перевозок. По ее мнению, такая программа могла бы решать не только транспортную, экономическую, но и социальную и военно-стратегическую задачи.
Вот ответы на вопросы, которые руководитель «Морские порты Информ-24» Анна Горнова задала в телефонном разговоре по этой теме Татьяне Пресняковой.
Анна Горнова (А.Г.): - Татьяна Александровна, расскажите поподробнее суть и возможный экономический эффект этой инновации.
Татьяна Преснякова (Т.П.): - В последнее время в СМИ появляются статьи о деградации внутренних судоходных путей, внутреннего флота. С этой темой выступал недавно и наш Президент. Авторы этих статей, конечно, болеют за дело, но не предлагают путей решения проблемы. Я хочу предложить свой вариант.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Предлагаю создать на внутренних судоходных путях баржебуксирную лихтерную систему нового поколения. Такая система когда-то уже существовала в Министерстве речного флота, но имела второстепенное значение, так как развивался самоходный транспортный флот. У меня даже сохранилось фото – паровой буксир- лихтер ведет по Онежскому озеру караван из 9 лихтеров. Лихтеры – это баржи несамоходные. Его встречает еще буксир-толкач для проводки лихтеров по реке Свирь.
А.Г.: - На каком этапе это прервалось, и как это возможно восстановить, в наших условиях сейчас?
Т.П.: - Лихтерную систему и создал Советский Союз. Были построены крупные суда-лихтеровозы и большое количество речных лихтеров. В том числе, даже атомный лихтеровоз – «Севморпуть». Предполагалось охватить как реки Европы, так и наши северные реки. Ну, вот, к сожалению, перестройка эту программу и похоронила.
А.Г.: - А в сравнении с другими странами вот эта советская лихтерная система, она была в каких, вообще, рейтингах? Мы были немножко впереди или отставали?
Т.П.: - Мы, как бы, тянулись туда за Европой. Вот в Европе она существует и на настоящий момент, и довольно успешно работает. Так как ее и поддерживают сами государства. Я предлагаю даже сейчас, не дожидаясь строительства новых гидроузлов, в чем сейчас проблема – наши реки мелеют, замываются, вот я предлагаю, не дожидаясь даже строительства новых гидроузлов внутренних водных путей, создать сеть мелких эксплуатационных баз флота. И построить для них баржебуксирные суда нового поколения. Недорогие в постройке, и в эксплуатации.
А.Г.: - А для бюджета это будет не накладно? Нагрузка на бюджет здесь какая?
Т.П.: - Я думаю, что в этой системе может быть, как раз, частно-государственное партнерство. Нужно подумать, как такую организационную форму сделать. Я считаю, что это как раз вдохнуло бы новую жизнь в наш внутренний флот.
А.Г.: - А какими механизмами поддерживаются эти же лихтерные перевозки в Европе, за рубежом?
Т.П.: - Во-первых, для них создается грузовая база. И вот эти внутренние водные пути по Европе – Дунай, Рейн и так далее, все они очень успешно работают. И вот как раз на эту лихтерную систему, на внутренние водные пути по Европе создается грузовая база. Недавно прочитала в СМИ, что в этом году может быть сорван северный завоз по реке Лене, есть участки, которые совсем обмелели, и большие речные суда уже по ним не могут пройти.
А.Г.: - Да, либо они вынуждены идти полупустыми, что невыгодно, поэтому в это и не вкладывается частный сектор.
Т.П.: - Такая вот баржебуксирная система – она мелкосидящая, посадка не более 2-х метров. И как раз она бы эту задачу сейчас уже бы решила.
А.Г.: - Понятно, значит, это выгодно. А вот с позиции экологического фактора, он у нас выходит сейчас на первый план. Если мы посмотрим на 10-20 лет вперед с позиции экологического фактора - это безопасно для наших рек?
Т.П.: - Во-первых, мы понимаем, у нас очень развит как раз автомобильный транспорт. Большегрузы, тяжеловесы – они идут по нашим дорогам. Во-первых, дороги разрушаются. Надо сказать, что не соблюдаются грузовые нормы, автомобили идут с перегрузом. Дальше – второе, это выбросы в атмосферу, в этом плане как раз речной флот наиболее безопасный. Надо сказать, что речной флот самый дешевый. Мы знаем, что на первом месте по окупаемости, по дешевизне стоит как раз водный транспорт. На втором месте – это железная дорога, а дальше уже идут перевозки автомобильные и авиационные. Самый дешевый как раз трубопроводный, и вот на втором месте как раз стоит водный транспорт.
А.Г.: - То есть, для нашей страны все естественно складывается именно в сторону развития этого вида перевозок?
Т.П.: - Да. Но, к сожалению, вот сейчас мы говорим о том, что находятся в запустении наши внутренние водные пути.
А.Г.: - А вот скажите, в плане строительства, мощностей – удалось ли что-то еще сохранить, судостроительные наши мощности? Они построят то, что вы предлагаете? Есть это в нашей стране? Допустим, крупнотоннажный флот – там сложности у рыбаков. А вот эти суда мы можем построить внутри, в нашей стране?
Т.П.: - В том-то и дело, что мы предлагаем как раз строить их по программе импортозамещения. Мы предлагаем строить эти баржебуксирные составы, те же буксиры, те же баржи, строить на наших малых судоверфях.
Они, к сожалению, сейчас в таком убыточном состоянии, это как раз вселило бы в них новую жизнь. Они бы возродились. Я вот хотела сказать, что не нужно отдавать эту программу большим судостроительным заводам или заводам ОСК. Это нужно отдать малой судоверфи. Строительство надо отдать малым предприятиям. Потому что эти суда, в том числе мы говорим о буксирах, буксиры эти до 20 метров, они несложные и недорогие в строительстве. Но они же будут недорогие и в эксплуатации.
А.Г.: - То есть, выгода налицо – здесь и экономический эффект, и внутренний рынок, и рабочие места заполняем.
Т.П.: - Вот хотела еще одну важную вещь по этой теме сказать – создавать эту систему нужно по аналогии с РЖД. Создать эксплуатационные базы на базе тех же речных портов. Которые будут продвигать баржи вверх и вниз в пределах своего участка. По аналогии с РЖД. Паровоз же не идёт из конца в конец, он обслуживает только свой участок. Баржи также длинной около 80 метров под контейнеры, накатную технику, тяжеловесы, наливные грузы – они как раз и продвигались бы на каждом участке. То есть буксир ведет баржу до определенного, до следующего участка, дальше он отдает их, а забирает уже в обратный путь другие баржи.
Скорость продвижения таких грузов была бы сравнима с РЖД, и, конечно, эти базы эксплуатационные, малые порты обеспечивали бы не только снабжение и зимний отстой, но и должны были бы привлекать все возможные местные грузопотоки, контактировать с местными автотранспортными предприятиями, осуществляя принцип «от двери до двери». И основными опорными базами могут являться уже существующие речные порты.
А.Г.: - Да, очень рационально, на мой взгляд.
Т.П.: - Приходилось читать о том, что предлагают строительство на реках крупных портов- хабов, где бы сходились все виды транспорта, но учитывая сезонность, дороговизну строительства этих хабов вряд ли это строительство финансово оправдано. Вот речники всегда умели организовать перегрузку. Ставили к берегу, например, плавкран.
Хотелось бы отдельно сказать про буксиры. Я говорила, что предлагаемые нами проекты буксиров – это буксиры-катамараны. Почему катамараны? Катамараны имеют большую осадку, что улучшает их мореходные качества и позволяет, например, ставить винты большего диаметра, это увеличивает КПД винта. Такой буксир гораздо дешевле и в постройке, чем обычно, потому что не имеет машинного отделения, гребных валов, … трубопроводов, и на таком судне не нужно содержать механика. Сам судоводитель пришел, заступил на вахту и проверяет уровень масла и тосола. Все остальные системы жизнеобеспечения на судне должны быть современными, низковольтовыми, включая отопление и холодильнике.
А.Г.: - Понятно, реки – это наш такой резерв, на который мы можем рассчитывать. Если государство его активирует, то экономический эффект будет очевиден.
Т.П.: - Вот я хотела еще сказать, предлагаемая баржебуксирная система дешевле в строительстве, что значительно снизит и срок окупаемости.
А.Г.: - Это важно для бизнеса, для частных вложений.
Т.П.: - И двигатели на эти буксиры можно ставить надежные, проверенные временем – это двигатели Ярославского завода, или белорусские Минского моторного завода, это двигатели по 250 – 300 лошадиных сил.
А вот поворотные колонки, очень крупные серии как-то выпускались для инженерных войск, но, по моим сведениям, и сейчас выпускаются, вот эти колонки очень высокого качества, правда, меньшей мощности. Но они могут служить прототипом необходимых нам колонок и производить их может любой серьезный механический завод в России.
Поделитесь новостью с друзьями