•                     


Большое интервью Эдгарда Запашного о российском цирке


16 апреля, в Международный День цирка, народный артист РФ, Генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный в интервью каналу «Информ-24» рассказал о своей точке зрения на ситуацию, в которой оказался российский государственный цирк.
 

Кор.: - Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, которая сложилась в Росгосцирке, как руководитель одного из самых известных цирков страны.
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Как я убедился, на протяжении двух лет и особенно последнего года нынешнее руководство Росгосцирка во многом себя дискредитировало. То есть, те обещания, которые были сделаны в предвыборной гонке – это выборная должность и проходил конкурс, где люди представляли свои программы - не выполнены и наполовину. То есть, то, что было озвучено перед министром культуры, перед комиссией, в которую входил в том числе и я, эти пункты не были выполнены.
У меня складывается полное ощущение, что они не выполнены как будто специально. Я понимаю, что так говорить, наверное, непрофессионально, потому что это требует особых доказательств, но есть вещи, которые меня очень сильно удивляют – почему люди вообще не работали в этом направлении? Российский цирк, русский цирк, как бренд, все свое время посвящал популяризации России за рубежом. Зарубежная деятельность, активная работа, привлечение дополнительного заработка, валюта в Советский Союз – эта практика есть уже на протяжении 70 лет. Так вот, нынешним руководством зарубежная работа остановлена совсем. Если вы сейчас зайдете на сайт Росгосцирка – а в компании работает порядка 6 тысяч человек, то вы увидите, что за рубежом находится всего 2 цирковых номера. Не программы, а 2 цирковых номера. Оба в Китае и оба контракта еще прошлого руководства. С компанией Росгосцирк впервые за 55 лет отказались сотрудничать японцы. 55 лет подряд каждый год, иногда два раза в год, компания «Большой Сакос», которая была названа для того, чтобы пропагандировать русский цирк за рубежом, работала с нами стабильно, брала гигантские программы по 100-120 человек. Так вот, два года подряд импресарио отказывались работать именно с компанией Росгосцирк.
Как директор Большого московского цирка я с этого пожал плоды, потому что тут же этот контракт достался мне. Это приятная неожиданность для меня – я не рассчитывал на это. Теперь мы становимся их партнерами, и артисты теперь поедут не с компанией Росгосцирк, как это было 55 лет подряд. Теперь будут ездить из цирка, гораздо меньшего, но слава Богу, что русского – Большого московского цирка.
То количество скандалов, которое было в компании Росгосцирка, в первую очередь, с увольнением ведущих артистов, династийных артистов, я в качестве упрека привел на первом же листе предвыборной компании – нынешний генеральный директор, Вадим Гаглоев, указал перечень цирковых династий, которые на тот момент он считал лидерами циркового искусства. Это Запашные, Майхровские, Тимченко, Дуровы, Кантемировы… И буквально два месяца назад я ему сказал: «Вас не пугает, что 70% династий, которые вы же и перечисляли, уже с вами отказались работать? Это говорит о том, что вы действительно не на правильном пути. Люди, которые всю жизнь посвятили – Запашные в цирке работают уже больше 100 лет, я - четвертое поколение династии Запашных, - отказываются работать не в цирке, отказываются работать при вашем руководстве. Вы – человек из «ниоткуда», вы – «черт из табакерки», который выскочил для нас как для руководителей, но если вы пришли в цирк – а) вы должны разобраться, что такое цирк, второе – вы должны расставить приоритеты. Здесь есть звезды, здесь есть лидеры, здесь есть люди, которые – как у Джека Николсона спросили – как у вас в Голливуде? А он ответил – Я и есть Голливуд. И он абсолютно прав. Потому что это Джек Николсон. Так вот сегодня Запашные, Дуровы, Кио – это и есть цирк. И таких фамилий я могу перечислить несколько десятков. Люди, которые посвятили себя цирку, и их дети тоже будут умирать в цирке, потому что, любят это искусство.
Так вот, ведущие артисты, порядка 100 человек, в одночасье подали заявление об увольнении из компании Росгосцирк. Сергей Нестеров – парень, которому чуть больше 40 лет, 30 лет проработал в компании Росгосцирк. Он как из семьи уходит. Это для человека трагедия. 30 лет, с детства посвятить себя одной компании, русскому цирку, российскому цирку и уйти из-за безграмотного руководителя.
Все это вызывало у меня крайнее недоумение. Я пытался какое-то время наладить диалог и научить нынешнего Генерального директора «отличать мух от котлет», научить вести диалог, потому что как и в Государственной Думе, с каждым человеком нужно находить общий язык. Потому что, все мы разные, хоть и задача у всех совершенно одинаковая – сделать, чтобы лучше.
А в артистической среде это все еще более обостренно. Потому что, люди творческие, люди ранимые, люди нервные, в конце концов, и со всеми им надо общаться. А он по полгода просто напросто не принимал людей – народные артисты не знали, как выглядит генеральный директор.
Наталия Майхровская, пятое поколение династии в цирке, подала заявление при мне генеральному директору и говорит: «Вы знаете, у меня сегодня радостный день». Он отвечает – «Почему?». - «Я Вас первый раз вижу». А на расстоянии, проработав с ним полтора года, она убедилась, что работать бесполезно. И диалога не получается. Не достучаться до человека.
Кризис в компании очень серьезный. Позиции в Российской государственной цирковой компании очень сильно утрачены. Почему я так радею за этот цирк – потому что, большую часть собственной жизни я отдал этой компании. Я всего лишь три года, как уволился оттуда, потому что перешел на работу в Большой Московский цирк. Я прекрасно осознаю, что Росгосцирк – это самая большая цирковая компания в мире. У людей складывается впечатление, что самая большая компания на сегодняшний день – это цирк du Soleil. Цирк du Soleil в разы меньше компании Росгосцирк. Цирк du Soleil не обладает такими имущественным комплексом, таким большим количеством стационарных зданий, как у компании Росгосцирк, таким большим количеством людей и, естественно, не обладает таким большим количеством животных, которые есть. Поэтому, Росгосцирк - это сегодня и основной работодатель, и основной поставщик кадров, потому что люди воспитываются, люди взрастают, люди становятся профессиональными артистами именно в этой компании. И отсюда, уже во многом идет работа и за рубеж и в том же цирке du Soleil, которые сами признают, что у них порядка 50% - это русские артисты, и безумно этим гордятся. Это все стало потихоньку сходить на нет. Я забил панику. В свое время, бывшего тренера сборной России Ярцева спросили, как ему работа в сборной, он ответил – «здорово! Работку подкинули». Когда он это сказал, я понял – ничего хорошего в нашей сборной не будет, потому что, «работку подкинули». Здесь надо любить и искренне хотеть этим заниматься, а не пользоваться возможностями. Вот я и считаю, что Генеральному директору «подкинули работку».
 
Кор.: - Эдгар, скажите, пожалуйста, почему не берут пример с Вашего цирка и Екатеринбургского цирка в финансировании? Есть условия жизни для артистов цирка – в Екатеринбурге Дом циркового артиста.
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Пример с нас как экономической модели брать нельзя, потому что мы находимся в самом успешном городе страны, и многие вопросы у нас решаются автоматически. Зрители, туризм, большой поток позволяют нам жить самостоятельно. А Екатеринбург как раз – это хороший пример. Региональный цирк, который был в крайне убитом состоянии и благодаря Марчевскому, его личной инициативе, прекрасному отношению внутри города, что не маловажно. Марчевский может позвонить в час ночи – у Мэра День рождения – нужно срочно тигра привезти. Я понимаю, для чего он это делает – он Мэра повеселит тигром, а завтра принесет документы, тот ему подпишет, потому что, человеческое общение никто не отменял. Он депутат местного Заксобрания. Он сразу пошел по нескольким «амплуа». И, конечно, когда он законотворец, когда он приближен к Мэру, к Губернатору, вопросы прилегающей территории, облика цирка решаются гораздо быстрее. Финансирование идет туда, привлечение дополнительных инвесторов. Это хороший пример.
Но в целом, Государственной Думе вот на что надо обратить внимание: театр у нас финансируется отдельно, отдельно субсидируется, а Минкультуры сейчас от цирка требует дохода, и субсидии каждый год урезаются. У нас было 5 лет назад 1 миллиард 200, в этом году уже 750 миллионов. То есть, уже полмиллиарда у людей забрали.
Есть «цирки-вампиры», которые не будут никогда приносить прибыль. Во-первых, потому что в целом по стране города не развиваются, население не увеличивается, как это было в Советском Союзе, и финансовая сторона непосредственно этих городов оставляет желать лучшего.
Самый яркий пример – город Иваново. 400 тысяч населения, ткацкая промышленность стоит – откуда у людей деньги? Даже сели он в этом месяце сходил в цирк и потратился всей семьей, в следующем месяце на другую программу у него пойти нет возможности. Он 3-4 месяца откладывает деньги на поход всей семьей. Эти цирки так и будут вампирами, их надо дополнительно субсидировать, либо их надо закрывать. Тогда, из 40 существующих цирков по нашей стране останется штук 15.
 
Кор.: - Компромисс же найти можно какой-то?
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Давайте будем честны – современная ситуация в России в индустрии шоу-бизнеса, очень сильно отличается от ситуации в Советском Союзе. Сейчас соблазна у зрителя и выбора в разы больше – не было боулинг-клубов, не было бильярдных, не было такого количества кинотеатров с таким широким профилем выбора, не было катков, горные лыжи, выезды за рубеж – это все очень сильно сказывается на бюджетах. Основным искусством, которое собирало всю семью вместе, был цирк. Он был абсолютно безальтернативный – люди, чтобы всей семьей побыть - шли в цирк. Сейчас конкуренция в разы больше. Сейчас есть звезды, которые привозят свои шоу – все это высасывает деньги у современного потребителя. Люди шли в цирк автоматически – даже реклама не нужна была плюс, была очень сильная государственная поддержка.
Сегодня в лицо, кроме братьев Запашных практически, никого не знают. И то, братья Запашные создали сами себя – нас никто не поддержал, нас никто никуда не пропихивал. Мы просто с братом шли к своей цели. А в то время государство прекрасно понимало, что надо создать и создали Олега Попова, Юрия Никулина, Маргариту Назарову – «Полосатый рейс», Эмиля Кио. И все эти ниши были заняты, и это были звезды. Кио приезжал – в маленьких городах по полгода аншлаги, недостать было билетов. А сегодня на всех практически рекламах – «В программе принимают участие медведи, кенгуру, кошечки, собачки, клоуны». Ни фамилий, ни имен, потому что, они не о чем этим людям не говорят. Это уже работа и самих цирковых компаний и, конечно, Министерства культуры, которое должно работать над тем, чтобы создавались звезды. Потому что сегодня люди идут на имена.
Субсидии обрезают почему – потому что, в принципе, всем хочется меньше финансирования, больше отдачи. Минимум усилий, максимум эффекта. Как я уже говорил, в современном цирке сейчас этого не получится, до тех пор, пока в целом уровень доходов населения по стране не вырастет, до тех пор, пока города не начнут разрастаться, как они разрастались в Советском Союзе. Сейчас, все города, которые были по 700-800 тысяч в Советском Союзе – они уже в 400 тысяч превратились. Некоторые в два раза потеряли собственное население. По многим причинам – кто-то мигрировал, кто-то в Москву рвется, в принципе, демографический кризис на протяжении многих лет, дал свои плоды. И здесь требовать от циркового искусства мгновенного заработка несправедливо. Как минимум. И естественно, надо налаживать постоянную работу – создание звезд, зарубежная деятельность и конечно, поддержка. Нашему цирку в этом году исполняется 45 лет. И 45 лет мы капитально не ремонтировались. Здесь есть помещения, в которых мы фильмы ужасов можем бесплатно снимать – вообще никакие декорации не нужны. Если самый большой цирк в стране, самый имиджевый цирк в стране обходится без должного внимания – представляете, как тяжело в Нижнем Тагиле. И с этим ничего не сделаешь. Поэтому, здесь надо комплексно вопрос решать – субсидии должны прежде всего уходить в регионы на поддержку самих зданий или на капитальный ремонт и субсидирование шоу-программ. Невозможно сегодня зрителю в Челябинске на постоянной основе за 1000-1500 рублей ходить в цирк, да и вообще куда-либо. Это невозможно. У людей нет такого количества денег. Пять человек пришли - купили же не только билеты, захочется и с медведем сфотографироваться, купить сладкую вату, съесть пирожное. И они 20-25 тысяч реально потратили. А для региона это серьезный расход за одно посещение чего-либо.
 
Кор.: - Я из своего детства вспоминаю – была программа «АБВГДЕйка», которая пропагандировала цирк. Сейчас нет, совсем программ.
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Здесь я могу немного похвастаться – так как я не только критикую и говорю, что надо, я уже определенные шаги сделал. Во-первых, на телеканале «Звезда» уже два сезона подряд идет программа «Легенды цирка с Эдгаром Запашным». 24-минутный фильм, который как раз и открывает зрителю наши имена, наши события, закулисье, секреты. Второе мое достижение и я им безумно горжусь – у нас появилась команда КВН «Сборная Большого московского цирка», которая уже играет в высшей лиге. Это самая лучшая реклама, которую можно сделать. Ребята «попадают в телевизор», телевизор говорит про цирк, их лица начинают потихоньку мелькать и, я надеюсь, что они станут узнаваемыми, как и братья Запашные. Это работа. Это большая работа.
Росгосцирк, к сожалению, этим не занимается вообще. Могу точно также покритиковать цирк Никулина. Цирк Никулина – большое имя федерального масштаба, но точно также вялотекуще у них получается создавать собственные имена, чтобы в цирке Никулина стали собственные звезды.
Это очень трудная работа, это работа, которая требует личных усилий и знакомства с определенным количеством людей, финансирования на начальной стадии. Та же самая команда КВН недешево мне обходится, большую часть денег я трачу из личных денег, собственных, а не государственных. Но я понимаю отдачу. В этом направлении надо работать. Юрия Владимировича Никулина уже нет, Олег Попов заканчивает свою карьеру – это серьезные имена и на сегодняшний день абсолютно безальтернативные. Нет новых Поповых, новых Никулиных, новых Кио.
 
Кор.: - Сейчас выходит фильм про Назарову – это тоже реклама.
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Это абсолютно моя заслуга. 8 лет назад я пришел к Алексею Пиманову, как к продюсеру, Ольге Погодиной и мы начали это обсуждать. Семь лет потратили для того, чтобы убедить. Я их в цирк приводил, я их «заражал цирковой инфекцией», чтоб они влюблялись, чтоб они глаза людей видели. И 2 года назад появилась возможность – Алексей Пиманов стал генеральным продюсером телеканала «Звезда» и ресурс появился совершенно другой и Ольга Погодина, как продюсер и как артистка созрела и мы создали 16-серийный фильм про жизнь великой советской дрессировщицы Маргариты Назаровой. Но в большей степени – это пропаганда цирка. Потому что, он настоящий, мы показываем то, как есть и то, как было и не пытались приукрасить. Когда нецирковые люди снимают цирк, то картинка всегда одинаковая – стоит балерина, рядом жонглер, мимо клоун, воздушный гимнаст обязательно пролетит и медведь на велосипеде должен проехать. Все. Это стереотип. А здесь другое – здесь судьбы. Здесь пот и кровь, слезы, измены, вера, надежда, любовь – все здесь. Если правильно показать, зритель начинает проникаться и понимать, что цирк это настоящая жизнь - микрокосмос. И он очень интересный. Поколение надо новое воспитать, старшее поколение надо еще раз позвать к себе в цирк, чтобы они пришли, чтобы они с собой притащили с собой новое поколение.
 
Кор.: - А судьба ветеранов цирка, особенно зверей?
 
Эдгард Запашный (Э.З.): - Среди зверей, не могу сказать, что это больной вопрос - это вопрос очень нестабильный. Я не понимаю, как могла компания Росгосцирк вдруг прекратить финансирование животных Марицы Запашной, найдя какие-то дурацкие причины - говорят, что она не работает уже много лет, занимает только помещение и не хочет брать учеников… Неважно. В блокадном Ленинграде в разбомбленном зоопарке военные и местные жители находили, как кормить выживших животных, потому что люди, даже в таких трудных условиях все равно проявляли человечность. Сейчас вообще нет повода, чтобы создавать подобного рода инциденты, которые просто выбивают меня, как человека, прежде всего, из колеи. Как такое кому-то в голову могло прийти?
Что касается правильной системы, которая, например, внедрена в цирк Никулина или в Большой московский цирк, то животные в 90% случаев доживают свой век в цирке. Ветеринары, дрессировщики заботятся, не хотят с ними расставаться и относятся как к стареньким родителям, просто проводят с ними время, кормят, поят, ухаживают, убирают, уже из-под них убирают и не позволяют себе поднять руку и усыпить животное. Потому что – это дети, это жизнь. Второй момент – 10%, когда находишь возможность «правильно» пристроить тигра, если мы возьмем «сложное» животное. Как тигр – козу или корову пристроить, наверное, легко. Например, Сергей Нестеров, работник Большого московского цирка, приехал на работу в Грозный, позвонил мне: «Я знаю, что у Кадырова есть зоопарк». А у меня есть белая тигрица – ей 6 лет. Она молодая, но абсолютно нерабочая. Не сошлись характером – ее тигры не принимают в общую группу. Я позвонил помощнику Кадырова, предложил им принять совершенно бесплатно эту тигрицу, и они ее с удовольствием приняли. Лучшей старости этому тигру уже никто не найдет – громаднейший вольер, свежее мясо, свежий воздух. И с этим тигром ничего не случиться, потому что, там гарантом является сам Кадыров. У нас с братом три тигра живут в Абаканском зоопарке. Маленький город, но великолепный зоопарк с великолепным директором, с великолепным отношением к животным и мы знаем, что там хорошо нашим 15-16 летним животным, которым уже трудно было переезжать из города в город. А там еще 3-4 года будут ходить, может, еще размножаться будут – самцы на такое способны. Мы пристраиваем наших животных иногда и так.




Еще по теме:
Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019 Национальный Рейтинг Мэров Апрель-Май, 2019
Объектами исследования являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти

Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019 Национальный Рейтинг Губернаторов Март-Апрель, 2019
В весеннем «губернаторопаде» административные выводы полностью совпали с негативным отношением к работе увольняемых со стороны абсолютного большинства экспертов. Отсюда такое уникальное футурологическое попадание. Есть все основания поздравить экспертов «Национального рейтинга» с исключительно квалифицированной работой!

Сергей Нестеров: Сейчас я, слава Богу, не вхожу в структуру Росгосцирка Сергей Нестеров: Сейчас я, слава Богу, не вхожу в структуру Росгосцирка
19 апреля в интервью каналу «Информ-24» Генеральный директор ООО "ЦИРК САФАРИ", заслуженный артист РФ, цирковой артист в третьем поколении Сергей Нестеров рассказал о ситуации, которая сложилась в Росгосцирке, и положении животных в этой компании.

Вопрос по Росгосцирку дошел до общественной приемной председателя «Единой России» Вопрос по Росгосцирку дошел до общественной приемной председателя «Единой России»
13 апреля депутат Олег Савченко в ходе приема граждан в центральной общественной приемной председателя «Единой России» Дмитрия Медведева взял на депутатский контроль обращение исполнительного директора РОО «Гильдия артистов циркового искусства» Александра Рыбкина.

Эдгард Запашный: «И т.д. и т.п» – это были мы. Мединский пересмотрел эту позицию» Эдгард Запашный: «И т.д. и т.п» – это были мы. Мединский пересмотрел эту позицию»
16 апреля (третью субботу апреля) Генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный поздравил с профессиональным Праздником всех циркачей и любителей цирка.

Читайте также:
Выплаты пострадавшим от ЧС
  • 14 апреля 2024
  • 22:07


Справедливороссы настаивают на увеличении выплат пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Их суммы должны соответствовать уровню инфляции. С таким предложением фракция «Справедливая Россия – За правду» обратилась к председателю Правительства Михаилу Мишустину.
Государственная Дума заслушала отчёт о работе Банка России за 2023 год
  • 10 апреля 2024
  • 22:04


Сегодня в Государственной Думе состоялся отчёт главы Центрального Банка Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной. В рамках заседания были рассмотрены результаты работы Банка России в прошлом году и определены приоритетные направления развития на ближайшее время
Фильм «Четыре четверти» включён в официальную программу 46-го Московского международного кинофестиваля
  • 7 апреля 2024
  • 21:56


Кинокомпания «Киноглаз» завершила работу над художественным фильмом «Четыре четверти» – экранизацией одноимённого романа Александра Юка.

информ-24,дума, Парламентские новости, парламент, государственная дума, новости, Васильев, Игошин, Зюганов, Миронов, Жириновский, Резник, новости дня из госдумы,законодательство, политические заявления, актуальный репортаж, культура, общество, экономика, аналитика, борьба с коррупцией, политика, здравоохранение, наука

Наверх